Лучший педагог года

Формирование речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через моторную деятельность

Джамиля Банку
Формирование речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через моторную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Прекрасна речь, когда она как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: О! Как же ты красива!

Е. Щукина

Как прекрасно это стихотворение. Тема моего выступления не зря начинается с данных слов.

В последнее время в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями, интоксикациями, неблагоприятными семейными отношениями.

Публикация «Формирование речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через моторную деятельность» размещена в разделах

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, но у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. У детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие отклонения.

При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы. Что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития.

Темой моего самообразования выбран один из «кирпичиков» в фундаменте коррекционной работы, а именно: «Формирование речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через моторную деятельность.

Актуальность этой проблемы в том, что именно согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Но одна из них особо важная, это то, что родители не уделяют детям достаточного внимания, ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле- и аудио- коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, развитию моторной деятельности, очень важной для ее становления. Нарушения общей моторики, артикуляционной, мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям, в общении с детьми и т. д.

Сопоставляя все вышеперечисленное и проведя диагностическое обследование с использованием низко формализованных методов таких как : наблюдение, беседа, экспертная оценка и др., детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ОНР, мне дало основание для дальнейшей работы по улучшению качества формирования речи детей, через развитие моторики. Исходя из этого, была поставлена цель работы:

Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР через моторную деятельность.

В своей работе в течение четырех лет я ставлю и решаю следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики рук;

2. Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук;

3. Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

4. Формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи;

5. Развитие умение действовать по словесным инструкциям педагога, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями;

5. Совершенствование движений рук;

6. Развитие психических процессов;

7. Консультирование родителей по формированию моторной сферы детей.

Данная работа проводилась в три этапа:

1 этап – организационно-практический

изучение литературы по проблеме,

определение темы,

постановка целей и задач

подбор методик для диагностики уровня развития моторной деятельности у дошкольников

диагностика детей

2 этап – практический

Работа с детьми по развитию моторной деятельности в процессе регламентированной и нерегламентированной деятельности

Работа в тетрадях

Консультации и индивидуальные беседы для родителей

3 этап – заключительный –

проведение контрольно-диагностических процедур,

анализ результатов,

создание собственных наработок

выступление на семинаре,

портфолио.

На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» формы работы в МБДОУ воспитателя подразделяются на:

совместную деятельность воспитателя с детьми (непосредственно образовательная деятельность : групповые и индивидуальные, а так же подгрупповые; образовательная деятельность в режимных моментах);

самостоятельная деятельность самих детей;

взаимодействие с родителями.

Содержание работы отражает интеграцию многих образовательных областей:

«Здоровье» и «Физическая культура» - физкультминутки, физические упражнения;

«Художественное творчество» - детские поделки, рисунки, лепка, аппликация;

«Чтение художественной литературы» - стихи, загадки, скороговорки, мирилки, дразнилки, и т. д.

«Познание» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим, экспериментальная деятельность и т. д. ;

«Музыка» - пальчиковые игры;

«Коммуникация» - общение детей во время игровой деятельности;

«Труд» - ручной труд, помощь в организации подготовки к непосредственной образовательной деятельности;

«Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

«Социализация» - реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».

Работу по формированию моторной деятельности я провожу в течение всего дня пребывания ребенка в ДОУ: в утренние часы, перед обедом, на прогулке, в вечерний отрезок времени, в организованной образовательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Проанализировав опыт работы других педагогов в публикациях издательства «Первое сентября» общественнороссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» по формированию мелкой моторики рук у дошкольников. Я решила организовать свою работу по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через моторную деятельность из следующих методов:

1. Пальчиковый игротренинг

массаж кистей рук

пальчиковая гимнастика, физкультминутки

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

пальчиковый и настольный театр

2. Использование элементов ТРИЗ

лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

различные виды аппликаций

различные виды работы с использованием бросового материала через нетрадиционные технику исполнения

3. Развитие графической моторики

рисование по трафаретам

штриховка

дорисовка

лабиринты

графические диктанты

4. Дидактические игры

шнуровка

игры с мелкими предметами

паззлы, мозаика

5. Артикуляционная гимнастика

6. Логоритмическая гимнастика

7. Дыхательная гимнастика

I. Пальчиковый игротренинг

Массаж кистей рук

II. Использование элементов ТРИЗ

III. Развитие графической моторики

Мною были разработаны такие пособия, как: «Калейдоскоп игр», «Часовая дорожка», тетрадь по развитию графомоторных навыков для детей старшего дошкольного возраста. Цель этих пособий является: развитие мелкой моторики, речевой деятельности, математических представлений, внимания, усидчивости, любознательности, а именно подготовки детей к школе.

VI. Логоритмическая гимнастика

VII. Дыхательная гимнастика

В ходе учебного года я систематически встречаюсь с родителями, информирую их об успехах и трудностях в работе с их детьми

Для совместной работы с родителями используются различные формы работы :

Коллективные формы :

- собрания;

- тематические лекции;

- оформление стендов;

- проведение открытых занятий.

Индивидуальные формы :

- индивидуальное консультирование;

- беседы.

Чтобы заинтересовать мам и пап, я подготовила информацию по теме и поместила в родительский уголок под рубрикой «Чем можно занять детей дома», Например: «Мастерим игрушки вместе», «Игры с песком и водой дома», «Развивающие игры на кухне» и т. д. Для родителей эта тема оказалась очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома.

Уровень развития моторики вообще - это один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. И если будет сформирована моторная деятельность у детей, то будет развиваться речь, внимание, память, мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию моторной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. :«Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.

4. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

6. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

7. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

8. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

9. Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М. : «Карапуз», 2006.

10. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

11. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

13. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

Публикации по теме:

Логопедические пятиминутки (слайд1) Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток И восклицать: О! Как.

«Развитие речи детей третьего года жизни». Родительское собрание в первой младшей группе Родительское собрание в первой младшей группе «Гномики». «Развитие речи детей третьего года жизни». Цель: Познакомить родителей с особенностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через моторную деятельность
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 11:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через моторную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Джамиля Банку в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД