Получи документы

Взаимосвязь лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Жанна Саенко
Взаимосвязь лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
▼ Скачать + Заказать документы

Вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики вызывает много споров. Одни учёные считают, что процессы словообразования наиболее тесно связаны с грамматическими категориями, другие склоняются к мнению, что за счёт словообразования пополняется лексический запас языка. Но, большинство приходит к мнению, что словообразование связано как с грамматикой, так и с лексикой.

Публикация «Взаимосвязь лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи,» размещена в разделах

«В структуре языка, образующей единое целое, все составные части или элементы её находятся в закономерных отношениях, закономерной связи друг с другом; звуковой строй, грамматика, словарный состав взаимосвязаны и взаимоопределены», – пишет В. В. Виноградов [1, с. 50]. Словарный состав языка, по мнению автора, является строительным материалом и находится в состоянии непрерывного изменения. Поступая в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.

Как указывает данный автор, словообразование является, с одной стороны, связующим звеном между основным словарным фондом и грамматикой языка, а с другой – оно определяет формы и виды связей и взаимодействий основного словарного фонда с общим словарным составом языка. То, что обыкновенно излагается в грамматиках под названием словообразования, является по большей части отрывочными сведениями о морфологическом составе слов, притом зачастую со смешением прошлых языковых состояний с настоящими. Изредка сообщаются и некоторые сведения о значении некоторых морфологических частей. Несомненно, что все эти сведения весьма важны для полного понимания данного языка; но они всецело относятся к словарю, где и должны найти себе место.

Автор указывает, что вопрос о способах образования новых слов тесно связан с грамматическим учением о частях речи. И, помимо этого, целый ряд грамматических категорий семантически обогащается за счёт словообразования, т. е. появляются новые слова, пополняется лексический запас.

А. М. Шахнарович [2] также указывает на то, что лексика и словообразование тесно взаимосвязаны между собой. По мнению автора, овладеть словом, как знаком невозможно без достаточно полного понимания его значения, поскольку знак (слово) без значения не существует.

Слово в русском языке приобретает новое значение при помощи словообразовательных элементов. Например, суффиксы могут быть разделены на несколько основных групп: для обозначения лиц, предметов, мест, отвлеченных понятий, уменьшительности и т. п.

Так, с помощью словообразовательных средств дифференцируются в слова значения отвлеченного качества, состояния, действия-процесса и т. д. (названия помещений образуются с помощью суффикса -иц-, а названия вместилищ, сосудов для чего-нибудь образуются посредством суффикса -ниц-).

Аналогично вышеназванным авторам Д. Д. Розенталь [3] также считает словообразование одним из средств увеличения лексического запаса языка. Он указывал, что наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, т. е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове.

Автор указывает, что при данном типе словообразования суффиксы и приставки выполняют две функции: используются для образования отдельных слов, а также для выражения грамматических значений. Совмещение обеих функций (словообразующей и формообразующей) наблюдается чаще всего у приставок и реже у суффиксов. Также здесь указывается, что разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи : имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Помимо этого, префиксы образуют слова только того лексико-грамматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда. Следовательно, обогащение лексики различными частями речи наиболее обязано суффиксальному способу словообразования.

Ф. А. Сохин [4], также как и многие авторы, указывает, на то, что словообразование стоит как бы между двумя разделами языка – лексикой и грамматикой, т. е. с помощью словообразования развивается как грамматический строй речи, так и происходит обогащение лексического запаса. Помимо этого, автор указывает на то, что в русском языке подавляющее большинство слов мотивированные, т. е. образованы от других. И, для того, чтобы овладеть лексическим богатством языка, ребенок должен научиться не только правильно соотносить мотивированные наименования с реальными предметами, но и понимать смысл, заложенный в словах. А это невозможно без понимания того, как они образуются, без умения вскрывать связи и отношения между мотивированными наименованиями и обозначаемыми ими предметами.

Мнение Р. И. Лалаевой [5] совпадает с мнением большинства, она считает, что формирование лексики у ребенка тесно связано с: процессами словообразования. Автор указывает на то, что по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов, и совокупность лексических единиц является результатом действий и механизмов словообразования.

Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов. Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам, результатом которых является пополнение лексического запаса.

С. Н. Цейтлин [6], указывает, что если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.

Т. Н. Ушакова [7], вслед за многими исследователями указывает, что в результате овладения словообразованием, словарный запас ребёнка обогащается. Усвоив продуктивную словообразовательную модель, ребенок «генерализует» эту модель, переносит ее по аналогии на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям, что проявляется в разнообразных ненормативных словообразованиях. Это явление оказывается возможным в связи с тем, что ребенок, анализируя речь окружающих, вычленяет из слов определенные морфемы и соотносит их с определенным значением.

На основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в сознании ребенка закрепляются модели-типы, в которых определенные значения связываются с определенной звуковой формой.

Таким образом, в процессе речевого общения ребёнок не просто заимствует слова из речи окружающих. Овладевая речью, он активен: анализирует речь окружающих, выделяет морфемы и создаёт новые слова, комбинируя морфемы.

А. Н. Гвоздев [8] вопрос формирования словаря тесно связывает с изучением механизма детского словотворчества. Он указывает на присущее ребёнку в этом возрасте «чувство языка», которое и позволяет ему разобраться в сложных языковых явлениях, ребёнок начинает рано использовать морфологические ресурсы, иногда выходя за рамки языковых норм. Внимательное изучение детского словотворчества, его механизмов и закономерностей, поиски методов и приёмов, направленных на формирование у детей элементарного осознания словообразовательной структуры слова, будут способствовать как усвоению грамматики родного языка, так и обогащению словаря.

Д. Б. Эльконин [9] понимает процесс «словотворчества» как симптом овладения ребёнком языковой действительностью. А. В. Захарова [10], отрицая запоминание как механизм накопления словаря, рассматривает словотворчество как построение ребёнком образца лингвистического поведения. Многие авторы (Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович) механизм детского словотворчества связывают с формированием языковых обобщений, с явлением генерализации, со становлением системы словообразования.

По результатам выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Словарный состав языка напрямую зависит от степени сформированности процессов словообразования, результатом которых является обогащение речи производными, мотивированными словами.

2. Слово абстрактно без семантики; при помощи словообразовательных элементов слова приобретают новое значение.

3. Поскольку значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значений, работа по формированию словообразования способствует уточнению значения слова и овладению системой грамматических значений.

4. Вследствие ограниченности в лексических средствах ребёнок прибегает к словообразовательным средствам, результатом которых является пополнение словарного запаса.

5. При овладении речью ребёнок не просто заимствует слова из окружающей речи. Он анализирует услышанную речь, выделяет морфемы, которые затем синтезирует в новые слова.

Литература:

1. Виноградов В. В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в языке. // Лексикология и лексикография. – М., 1977. – с. 47-68.

2. Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики. – М., 1999. – 165 с.

3. Современный русский язык. //под ред. Н. С. Валгиной– М., 2002. – 528 с.

4. Сохин Ф. А. Начальные этапы овладения ребёнком грамматическим строем языка. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1955. – 27 с.

5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001. – 224 с.

6. Цейтлин С. Н Язык и ребёнок. – М., 2000. – 239 с.

7. Черёмухина Г. И. Лингвистическое и психолингвистическое исследование словообразования (на материале детской речи). Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М. 1981. – 21 с.

8. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни – К., 1990.

9. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., 2004. – 384 с.

10. Захарова А. В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1955. –23 с.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача дошкольных.

Компьютерные игры — новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Компьютер в детском саду. Кто-то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительной техникой, другие относятся.

Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи занимает особое место в системе их подготовки к школьному обучению.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения.

Развитие интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет) В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания,.

Консультация «Родителям о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Опубликовано: 17 сентября 2015 в 21:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Саенко (УИ 56691) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД