Оксана Шкруднева
Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2)
▼ Скачать +Заказ
Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2)
Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики и связной речи. Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Так, дети свободно общаются с другими людьми, пользуясь структурой не только простых, но, иногда, и сложных предложений. Эти дети довольно охотно вступают в диалог, могут самостоятельно задать несложные вопросы и вполне адекватно ответить на вопросы окружающих. У них нет грубых нарушений звукопроизношения, они пользуются наиболее употребительными грамматическими категориями и владеют некоторыми, наиболее продуктивными способами словообразования. Опираясь на вопросный план и помощь взрослых, могут составить несложный рассказ по картине или серии картин, описать предметы и игрушки. Лишь детальное углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи. Характерным диагностическим симптомом при недоразвитии речи четвёртого уровня являются затруднения при воспроизведении слов сложного слогового состава и звуконаполняемости. По мере развития речи это явление постепенно сглаживается, но всегда обнаруживается, как только ребёнок сталкивается с произнесением новой для себя и сложной звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, регулировщик, баскетболистка, велосипедистка, строительство). При специальном обследовании у таких детей выявляется специфическое своеобразие в воспроизведении слов, имеющих сложную слоговую структуру. Это проявляется, в основном, не столько в нарушениях количества и последовательности слогов, сколько в их искажё нной звуконаполняемости:шматматы - шахматы,физтутульник - физкультурник, пиждак - пиджак. Для детей, имеющих общее недоразвитие речи четвёртого уровня, типична недостаточная внятность, выразительность речи, а также несколько вялая артикуляция и нечёткая дикция. Всё это оставляет впечатление «смазанности» речи.
Публикация «Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч,2)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смещение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей ещё не завершён. У них не наблюдается таких ярких нарушений звукопроизношения, как на предыдущем уровне; имеет место лишь недостаточная дифференциация отдельных звуков, некоторая нечёткость, смазанность произношения фонем позднего онтогенеза ([р-р’], [л-л’], [ш-щ-ч], [с-ц]). Дети испытывают затруднения в выделении первого согласного и последнего гласного звука в слове, подборе картинок с заданным звуком, не могут точно определить наличие, место заданного звука в слове, количество и последовательность звуков в слове. У детей ещё не достаточно сформированы фонематические процессы и это требует дальнейшей работы по их формированию.
Таким образом, фонематическое недоразвитие у описываемой категории детей, т. е. у детей с общим недоразвитием речи, проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. С этим связана задержка в овладении звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, подбор слов на заданный звук) у этих детей оно проявляется в смешении заданных звуков с другими, являющимися сходными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - М: Известия АПН, РСФСР. 1950. вып. 7
2. Балобанова В. П., Богданов Л. Г., Венедиктова Л. В. и другие. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного учреждения. - СПб., 2001
3. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2003
4. Горчакова А. М. Принципы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду. - 2004. - №3 - с 4-16.
5. Каше Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной к школе группе. - М., 1978
6. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. -СПб. 1995
7. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961
8. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. - М., 1941
9. Логопедия. //Под ред. Л. С. Волковой, - М., 1989
10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 1999
11. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. //Логопед. - 2006. - №2 - с. 57-68
12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999