Получи документы

Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники

Наталья Шенцева
Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

К. Д. Ушинский

Проблема развития связной речи остаётся актуальной в современной дидактике. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.

Публикация «Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники» размещена в разделах

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической.

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике, повествование (динамика событий в движении и времени, рассуждение (установление причинно-следственных связей).

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций, а особенно памяти, требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования связной речи.

Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, являетсяиспользование мнемотехнических приемов.

Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания — топологической мнемоники,согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.

Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.

Впоследствии мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.

В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон, к которому подобраны ассоциации.

Мнемоника, или мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Приемы мнемотехники для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Существует несколько поговорок мнемотехники :

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.

Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп

Приемы мнемотехники для запоминания правил русского языка :

Мнемотехника для запоминания наречий без ь :

Уж замуж невтерпеж

Мнемотехника для запоминания слов с ы после ц :

Цыган на цыпочках цыкнул цыплё нку: «Цыц»

Мнемотехника для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё :

У девчонки чужой парчовый башмачок? — нехорошо

Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна –предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. –коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Цель обучения:

• развитие связной речи;

• преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

• развитие мелкой моторики рук;

• развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения, ассоциативного и образного мышления;

• помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Отличительные особенности технологии:

• имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;

• приемы запоминания индивидуализированы;

• широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

• введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц :

• Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);

• Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

• Развитие логики;

• Развитие образного мышления;

• Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;

• Решение дидактических, образовательных задач;

• Развитие смекалки;

• Тренировка внимания;

• Навык правильного графического изображения;

Виды мнемотаблиц :

• развивающие (тренинг основных психических процессов);

• обучающие.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Алгоритм использования схем и моделей с целью развития речи детей младшего дошкольного возраста. Презентация на тему: "Алгоритм использования схем и моделей с целью развития речи детей младшего дошкольного возраста". (Из опыта работы.

Презентация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Презентация по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи". «Учите ребёнка, каким – нибудь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники
Опубликовано: 19 апреля 2015 в 18:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шенцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД