Наталья Шенцева
Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский
Проблема развития связной речи остаётся актуальной в современной дидактике. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.
Публикация «Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике, повествование (динамика событий в движении и времени, рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций, а особенно памяти, требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования связной речи.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, являетсяиспользование мнемотехнических приемов.
Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания — топологической мнемоники,согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.
Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.
Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.
Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.
Впоследствии мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон, к которому подобраны ассоциации.
Мнемоника, или мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Приемы мнемотехники для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Существует несколько поговорок мнемотехники :
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.
Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп
Приемы мнемотехники для запоминания правил русского языка :
Мнемотехника для запоминания наречий без ь :
Уж замуж невтерпеж
Мнемотехника для запоминания слов с ы после ц :
Цыган на цыпочках цыкнул цыплё нку: «Цыц»
Мнемотехника для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё :
У девчонки чужой парчовый башмачок? — нехорошо
Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна –предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. –коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Цель обучения:
• развитие связной речи;
• преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения, ассоциативного и образного мышления;
• помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Отличительные особенности технологии:
• имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
• приемы запоминания индивидуализированы;
• широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
• введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц :
• Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
• Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
• Развитие логики;
• Развитие образного мышления;
• Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
• Решение дидактических, образовательных задач;
• Развитие смекалки;
• Тренировка внимания;
• Навык правильного графического изображения;
Виды мнемотаблиц :
• развивающие (тренинг основных психических процессов);
• обучающие.