Ольга Михальцова
Основные направления профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Профилактика нарушений чтения и письма, согласно точке зрения ученых, должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей.
Публикация «Основные направления профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Вопросам профилактики дисграфии исследователи уделяют особое внимание, поскольку именно этот путь - основной в решении данной проблемы. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей «угрожает» появление дисграфии. Выделяют некоторые признаки, характерные для детей «группы риска» : «цепочка» перенесенных постнатальных вредностей; позднее и аномальное развитие устной речи; задержка психического развития; выраженная незрелость изобразительных способностей; билингвизм.
Если обратиться к чисто логопедической (педагогической) стороне проблемы, связанной непосредственно с задачами обучения грамоте, то такими буквально на поверхности лежащими признаками (предпосылками) будущей дисграфии являются следующие :
- отсутствие и неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков; замены в устной речи одних речевых звуков другими;
- несформированность к старшему дошкольному возрасту наиболее простых форм фонематического анализа слов;
- несформированность зрительно-пространственных представлений;
- несформированность к началу школьного обучения грамматических систем словоизменения и словообразования.
Эти пять признаков называются предпосылками, которые лежат в основе каждого из пяти наиболее часто встречающихся в практике логопедической работы видов дисграфии. Обнаружение всех названных признаков, равно как и преодоление каждого из них вполне доступно даже неспециалистам.
О профилактике таких видов дисграфии, как акустическая, артикуляторно-акустическая, на почве нарушения анализа и синтеза речевого потока и оптическая можно говорить только в дошкольном возрасте, тогда как профилактика аграмматической дисграфии возможна еще и в первые два года обучения ребенка в школе, до перехода к морфологическому принципу письма.
По истечении же этих сроков речь должна будет идти не о профилактике, а об устранении уже проявившейся дисграфии того или иного вида.
В литературе отмечается, что профилактика дисграфии может быть первичной и вторичной.
Учеными отмечается, что первичная профилактика дисграфии должна быть организована, по возможности, на устранении из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений.
Например, по мнению А. Н. Корнева, первичная профилактика дисграфии состоит в устранении этиологических факторов, относящихся к этим нарушениям. Автор предлагает ряд методов. Он рекомендует использовать методы предупреждения анте- и перинатальной патологии плода и новорожденного, меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни, раннюю диагностику и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии. А. Н. Корнев также утверждает, что в группу риска следует включить детей с билингвизмом.
Для этих детей, по утверждению автора, необходимы адекватные методы обучения грамоте. Дети с билингвизмом должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.
Исследования Л. Г. Парамоновой, касающиеся методов первичной профилактики дисграфии, представляют для нас больший интерес, так они связаны с детьми дошкольного возраста. К методам первичной (ранней) профилактики, автор относит развитие психических функций, благодаря которым ребенок сможет в будущем овладеть письмом. Работа над развитием психических функций, по мнению Л. Г. Парамоновой, должна вестись комплексно, систематически. Как мы уже отмечали выше, во – первых, необходима работа по развитию крупной и мелкой моторики, а также формированию графомоторных навыков. Наиболее эффективными, отмечает автор, являются такие упражнения, как «Лабиринт», «Письмо в воздухе», «Телесные буквы» и другие. Во-вторых, для профилактики дисграфии необходима работа по развитию зрительного восприятия дошкольника путем совершенствования двигательно-зрительной коррекции.
С этой целью Л. Г. Парамонова рекомендует к использованию упражнения: «Посчитай до 10», «Найди буквы» и другие. В-третьих, игровые методы профилактики дисграфии, по мнению автора, должны быть направлены на формирование и развитие слухового восприятия, умения различать звуки, слоги, слова, словосочетания; развитие фонематического анализа, то есть обучение способности понимать различие в словах на слух (мишка-мышка).
Не менее важным Л. Г. Парамонова считает развитие у дошкольника восприятия пространства и времени, ориентирования на листе, в линейном ряду, в последовательности событий. Для этого используются такие упражнения, как «Корректурная правка», «Пропущенные буквы» и другие.
Особое место в профилактике дисграфии занимают развитие и нормализация речевого дыхания. В практической деятельности для этого используются речевые зарядки, скороговорки, дыхательные упражнения. Помимо этого, необходимо и развитие артикуляционного аппарата, силы голоса, правильной дикции.
Корнев А. И. считает, что вторичная профилактика, как и первичная, включает в себя ряд методов. Эти методы используются при проведении определенных профилактических мероприятий.
Согласно точке зрения Корнева А. И., вторичная профилактика дисграфии включает в себя : своевременное выявление детей «группы риска», исправление фонетико-фонематических нарушений, формирование функционального базиса письма и другие.
В «группу риска» Корнев А. И. относит детей, имеющих повышенный риск возникновения дисграфии. Он считает оптимальным не только выявление таких детей еще до обучения в школе, но и проведение с ними коррекционно-профилактической работы. Автор считает, что дети из «группы риска» нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму, в соответствии с когнитивным стилем ребенка.
Формирование функционального базиса письма, по мнению Корнева А. И., включает в себя: развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления; формирование изобразительно-графических способностей; развитие сукцессивных способностей; развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
При развитии речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой автор рекомендует использовать упражнения, направленные на стимуляцию осознания звуковой стороны речи, стимуляцию слухового внимания, совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений, а также формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Для развития зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления необходимы методы, направленные на отработку ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий; совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями; развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов; формирование навыков схематичного изображения пространственных представлений.
Формирование изобразительно-графических способностей дошкольников происходит при использовании штриховки, обводки, срисовывания геометрических фигур, дорисовывания незаконченных рисунков и рисунков с недостающими деталями, письма букв и слов по шаблонам и др.
Развитие сукцессивных способностей осуществляется при использовании упражнений, развивающих способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений.
Развитию способностей к концентрации, распределению и переключению способствуют упражнения, адресованные и к слуховой, и к зрительной модальностям; делается акцент на формирование произвольной регуляции внимания.
Необходимо отметить то, что более подготовленными специалистами с целью реализации профилактики дисграфии являются детские логопеды. Их основными задачами считаются профилактика нарушений речи и ее недоразвития у детей раннего и младшего дошкольного возраста; преодоление нарушений речи, совершенствование речевого развития, языковых способностей и профилактика нарушений письма и чтения у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Но, согласно сведениям Логиновой Е. А., широкомасштабная профилактика дисграфии проводится логопедами пока лишь в условиях дошкольных логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи.
Работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, предполагает не только формирование у ребенка «инвентаря» языковых средств и совершенствование их использования в речи.
Данная работа направлена и на всестороннее становление психики ребенка, его внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, то есть тех функций и качеств, без коих невозможны настоящее речевое поведение и речемыслительная деятельность, а ещё переход на новую высококачественную степень речевого и интеллектуального развития - овладение письменной речью. Так, логопед, работающий с дошкольниками, в обязательном порядке уделяет внимание развитию у детей двигательных функций рук и графомоторных способностей, формированию у них навыков языкового анализа и синтеза. В большинстве случаев за время присутствия в логопедической группе дети овладевают и способностями символизации устной речи с помощью букв.
То есть, в верно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи, затронуты все направленности профилактики дисграфии. При этом работа логопеда тем эффективнее, чем ранее она была начата, поскольку с возрастом способности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации недостатка уменьшаются.
В целом, в профилактике дисграфии у дошкольников вполне вероятно отметить базовые направления, работа по коим с младшими дошкольниками реализуется параллельно и без заблаговременной диагностики. В среднем и старшем дошкольном возрасте профилактическое влияние может реализовываться избирательно, на основании диагностики. Допускается выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников.
1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).
2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).
3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).
4. Развитие интеллектуальной деятельности ( мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).
5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).
По данным направлениям может реализовываться и диагностика детей старшего дошкольного возраста в отношении склонности к возникновению дисграфии. Несомненно, для любого возрастного периода обязаны быть подобраны надлежащие диагностические задания.