Наталья Левина
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему:
«Формирование связной речи
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством
дидактических игр»
1.1. Актуальность опыта
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования целью современного дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Публикация «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В настоящее время наблюдается усиление неоднородности состава детей преддошкольного возраста по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития, следовательно, дошкольники с речевыми нарушениями должны привлекать особое внимание специалистов.
Отклонения в развитии речи - одна из причин недостаточной умственной активности и познавательной деятельности детей, что влечет за собой появление интеллектуально пассивных, «молчаливых» детей.
Проблема развития, коррекции и совершенствования связной речи дошкольников с ОНР одна из важнейших в современной логопедической и психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения - рациональная организация всего коррекционно-развивающего процесса, в котором в качестве основы может рассматриваться специально организуемая детская игровая деятельность, как своеобразный тренинг словесно-логического мышления.
Исследование проблемы использования дидактических игр в логопедической практике показало, что дидактические игры можно рассматривать не только как средство реализации занимательности в обучении, но и в качестве фактора, повышающего уровень речевого развития дошкольников.
Однако в логопедической практике не разработана система применения дидактических игр, направленных на развитие словесно-логического мышления и, как следствие, связной речи. Преимущественно, игровые материалы логопеды составляют сами или подбирают из разных источников. Недостаточно разработана и методика использования дидактических игр для разных категории детей.
1.2. Цель опыта повышение уровня развития связной речи детей с нарушениями речи посредством обучения их специально подобранным дидактическим играм
Задачи опыта:
- активизировать познавательный интерес детей
- научить детей играть в обучающие и развивающие игры
- повысить эффективность усвоения детьми материала по развитию речи.
2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта
Наблюдения за играми показали, что у детей недостаточно развиты воображение, концентрация внимания, они забывают правила игры, не стремятся довести игру до конца. Это объясняется рядом причин и прежде всего общими возрастными психическими особенностями: относительной неустойчивостью внимания, чувств, мотивов и потребностей личности ребёнка дошкольного возраста, недостаточной устремлённостью поведения. Ограниченный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отсутствие ярких жизненных впечатлений также обедняет качество игр. Поэтому я поставила одной из задач опыта - углубить интересы воспитанников к дидактическим играм, расширить социализацию личности каждого ребёнка через знакомство с окружающем миром.
С каждым годом дети меньше играют вместе с родителями, в том числе, в дидактические игры. Результаты анкетирования родителей показали, что все родители считают, что играть с детьми нужно, но не знают дидактических игр дошкольного возраста, играть с ребенком умеют только 40% опрошенных. Родители считают, что организовывать игру нужно, но умеют организовать игру только 50% опрошенных.
3. Описание опытно-экспериментальной работы
3.1. Описание сути опыта
В основу моего опыта была положена гипотеза: если логопед и воспитатель в процессе развития речи детей будут уделять должное внимание словесным дидактическим играм, при этом побуждая детей к речевой деятельности и используя эффективные, целесообразные, интересные, занимательные для детей методические методы, приёмы, средства, то развитие связной речи дошкольников будет наиболее успешным.
Анализ педагогической и методической литературы по развитию умственных способностей дошкольников с ОНР позволил мне подобрать систему дидактических игр, игровых упражнений и заданий, которые наиболее эффективно будут способствовать развитию словесно-логического мышления воспитанников, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня связной речи. Игры проводились на подгрупповых логопедических занятиях и в домашних условиях. Для этого родителям было предложено индивидуальное расписание и содержание наиболее простых в использовании дидактических игр, допустимых для проведения в домашних условиях.
Для раскрытия эффективность использования дидактических игр в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи мной была проведена проверка результативности разработанной системы.
3.2. Описание технологии и этапов опыта
На I этапе опытной работы с помощью психолого-педагогических методик (См. Табл. 1) я провела исследование исходного.
Таблица 1
№ Название методики Цель методики
1. Методика «Исключение понятий» Исследование способности к классификации и анализу.
2. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах Определить степень развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Уровень развития логического мышления.
3. «Последовательность событий» Определить способность к логическому мышлению, обобщению.
Рассмотрим данные методики более подробно.
Так, методика «Исключение понятий» В. А. Калягина позволяет определить уровень развития операций классификации и анализа на вербальном уровне Перед проведением исследования детям дается инструкция: «Слушай внимательно. Я буду называть тебе по пять слов, а ты одно из них, которое является лишним. А как назвать все это общим словом».
Примерные группы слов:
Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
Тигр, пингвин, лев, кот, леопард.
Хоккей, футбол, теннис, игра, баскетбол.
При анализе результатов оценивается правильность обобщения и наличие, либо отсутствие классификации (называние обобщающего слова). Каждое правильно выполненное задание оценивается в баллах: обобщение по существенному признаку - 2 балла, употребление обобщающего признака - 1 балл. Максимальное число баллов - 30. С помощью данной методики выделяется 3 уровня развития операции обобщения: высокий - 30-24 балла, средний - 24-15, низкий - 15 и менее.
Вторая методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» оценивает степень развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
3. Днем на улице светало, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груша, слива и яблоко – это?
6. Почему когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?
8. Который сейчас час (Ребенку показывают часы и просят назвать время, (Правильный ответ такой, в котором указаны часы и минуты).
9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?
10. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля)
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).
13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).
14. Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга. ( Правильный ответ: гвоздь гладкий по поверхностям, а винт и шуруп – нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают).
15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.
16. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта).
17. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака).
18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?
20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? ( Правильный ответ: марка - это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).
При обработке результатов каждый правильный ответ на каждый из вопросов оценивается в 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое можно получить в этой методике, равно 10. Причем, правильным могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Если у педагога, проводящего исследование, нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать что он не верный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку - 0,25 баллов.
Соответствие количества баллов уровню развития интеллектуальных процессов: 8-10 баллов - высокий уровень, 4-7 баллов - средний; 3-0 балла – низкий.
Для определения способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий, строить последовательные умозаключения нами выбрана методика «Последовательность событий» Н. А. Бернштейна
Исследование предполагает использование серии из 4-х картинок, на которых изображены этапы какого-либо события. В нашем случае по теме «Как зайчишка строил дом». Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай и переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено». Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить связного рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное. Распределение уровней сформированности логического мышления, операций обобщения, умения понимать связь событий, строить последовательные умозаключения проводился в соответствие со следующими показателями: ребенок смог найти последовательность событий и составил логический рассказ – высокий уровень; ребенок смог найти последовательность событий, но не смог составить связного понятного рассказа, или смог но с помощью наводящих вопросов - средний уровень; ребенок не смог найти последовательность событий и составить рассказ - низкий уровень.
Методики адаптированы для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, в методиках 2, 3 инструкции были упрощены. Исследование проводилось в первой половине дня после подгрупповых занятий, индивидуально, последовательно от № 1 к № 3.
В ходе проведения первой методики «Исключение понятий» удалось выявить, что из 10 детей – 6 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень, т. е. способны к классификации и анализу, 4 человека показали низкий уровень (40%).
Дети, которые правильно выполнили задание, обладают надлежащим уровнем классификации и анализа. Дети со средним уровнем самостоятельно смогли только назвать лишнее, Дети с низкими показателями справились только с наиболее простыми вариантами – большинство результатов менее 10 баллов.
Таким образом, результаты исходного исследования показали уровень развития способностей у воспитанников: 30% - высокий уровень, 30% - средний, 40% - низкий уровень.
В ходе проведения методики «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» выяснилось, что из 10 детей – 6 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень, т. е. обладают такими операциями мышления, как определение понятий, выяснение причин, выявления сходства и различий в объектах, 4 человека показали низкий уровень развития данных мыслительных операций. Из результатов данной методики мы можем судить о степени развитости интеллектуальных процессов у учащихся: высокий уровень имеют 20% детей, средний – 40%, низкий 40%.
На I этапе при проведении методики «Последовательность событий» удалось выявить, что высокий уровень имеют – 30% : эти дети, без труда восстановили последовательность картинок и составили полный рассказ, показали строгую целенаправленность деятельности. Дети со средним уровнем – 50% составляли рассказ при помощи наводящих вопросов педагога: «Как ты думаешь, для того чтобы построить дом, с чего нужно начать? Посмотри внимательно на картинки». Дети с низким уровнем составили 20% от общего количества. Они не смогли самостоятельно восстановить правильную последовательность, составление рассказа осуществлялось при помощи подробных вопросов, ответы дети давали не полные, им была свойственна импульсивность и негативное отношением к трудностям. Этим детям требовалось гораздо больше помощи.
Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что дошкольники, показавшие высокий и средний уровень, обладают более развитым словарем существительных, глаголов и прилагательных, способны к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Наименьшие трудности у детей вызвала методика «Последовательность событий», наибольшие затруднения возникли при выполнении заданий методик «Исключение понятий» и «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».
На II этапе опытной работы я подобрала систему дидактических игр, отвечающих требованиям организации работы с детьми, имеющими ОНР (См. Табл. 2).
Таблица 2
Программа коррекционно-логопедической работы с применением дидактических игр на развитие связной речи
Месяц, неделя Лексическая тема Дидактическая игра в группе Задание на дом
Февраль
1 неделя «Птицы зимой» Визуальная «данетка» с карточками перелетных птиц Игра «Подбери слова»
2 неделя «Космическое путешествие» Игра «Что без чего не бывает?»
Игра «Хлопуша» Игра «Я луна, а ты звезда»
3 неделя «Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный). Правила дорожного движения. Профессии» Ситуативная «данетка»
Игра «Перепутались слова» Игра «Отгадай предмет по описанию»
4 неделя «Зима (обобщение) Изменения в природе зимой. Труд людей зимой»
Игра «Сделаем книжку»
Рассказ-загадка Игра «Раздели на группы»
Март
1 неделя «Моя страна» Игра «Пословицы»
Игра «Хлопуша» Игра «Найди общее слово»
2 неделя «Лес весенний» Игра «Черный ящик»
Игра «Какое что бывает?»
3 неделя «Насекомые» Игра «Кто кем (чем) будет?»
Игра «Картинки-загадки» (насекомые) Игра «Мяч-слово»
Игра «Узнай предмет»
4 неделя «Орудия труда. Инструменты. Профессии» Игра «Необычное домино»
Игра «Третий лишний» Игра «Отгадай предмет по его частям»
Загадки по теме
Апрель
1 неделя «Перелетные птицы» Визуальная «данетка» с карточками перелетных птиц Игра "Подбери слова"
2 неделя «День космонавтики» Игра «Что без чего не бывает?»
Игра «Хлопуша» Игра "Я луна, а ты звезда"
3 неделя «Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный). Правила дорожного движения. Профессии» Ситуативная «данетка»
Игра «Перепутались слова» Игра «Отгадай предмет по описанию»
4 неделя «Орудия труда. Инструменты. Профессии» Игра «Сделаем книжку»
Рассказ-загадка Игра "Раздели на группы".
Май
1 неделя «Моя страна. День Победы» Игра «Пословицы»
Игра «Хлопуша» Игра "Найди общее слово"
2 неделя «Сад, парк, луг. Лес - наше богатство» Игра "Черный ящик"
Игра "Какое что бывает?"
3 неделя «Домашние животные» Игра "Кто кем (чем) будет?"
Игра "Картинки-загадки" (животные) Игра «Мяч-слово»
Игра «Узнай предмет»
4 неделя «Весна (обобщение) Изменения в природе летом. Труд людей весной и летом» Игра «Необычное домино»
Игра "Третий лишний" Игра «Отгадай предмет по его частям»
Загадки по теме
В разработанную систему включены обучающие игры, направленные на развитие у детей словарного запаса, логического мышления и установление отношений между предметами, гибкости мыслительных процессов; на формирование процессов анализа, синтеза, обобщения и отвлечения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений, умения классифицировать предметы и явления по заданным признакам, дифференцирования существенных признаков от второстепенных; развитие любознательности, познавательного интереса; расширение кругозора; закрепление знаний об окружающем мире.
В процессе логопедических занятий детям были предложены следующие виды игр: настольные игры (игры с карточками, логическое лото, игры с картинками, словесные дидактические игры, логические загадки, рассказы-загадки, игры с предметами.
Игры проводились в течение четырех месяцев, на подгрупповых логопедических занятиях и в домашних условиях. Для этого с каждым родителем была проведена предварительная работа по вопросам развития умственных способностей его ребенка, было предложено индивидуальное расписание и содержание наиболее простых в использовании дидактических игр, допустимых для проведения в домашних условиях.
В логопедической группе дидактические игры проводились на разных этапах занятия: при объяснении нового учебного материала, при усвоении и закреплении учебного материала, при повторении пройденного материала.
На III этапе опытной работы с целью подтверждения выдвинутой гипотезы я провела итоговое определение уровня развития связной речи детей, аналогичное проведенному на I этапе (См. Табл. 1).
Анализ результатов методики 1 «Исключение понятий» в начале и в конце опытной работы показал, что средние показатели в группе улучшились на 0,8 баллов. Рост количества детей с высоким уровнем развития операций классификации и анализа на вербальном уровне более наглядно можно представить в виде диаграммы
Анализ результатов методики 2 «Определение понятий, выяснение причин, выявления сходства и различий в объектах» в начале и в конце опытно-экспериментальной работы показал, что средние показатели в группе улучшились на 0,6 балла.
Анализ результатов методики 3 «Последовательность событий» в начале и в конце опытно-экспериментальной работы показал рост средних показатели на 0,6 балла.
Таким образом, повторное прохождение методик показало качественное улучшение в развитии словесно-логического мышления воспитанников, следовательно, и связной речи в целом.
3.3. Результативность педагогического опыта
Моя опытной работы показала реальное существование устойчивой положительной динамики способностей старших дошкольников с ОНР к классификации и анализу, к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения в специально созданных условиях. На основании этого мы делаем вывод о наличии процесса развития словесно-логического мышления, что дает нам право говорить о развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня на основе использования дидактических игр.
То есть, условия логопедической коррекции с применением специально подобранных дидактических игр являются наиболее благоприятными для развития словесно-логического мышления детей. Данные положения являются доказательством выдвинутой гипотезы о том, что специально разработанный комплекс дидактических игр, используемый на логопедических занятиях, способствует развитию связной речи дошкольников с ОНР III уровня.
В ходе формирующего эксперимента я увидела положительную динамику реакции детей, их суждений, увлечения, заинтересованности в занятиях. Слабые дети стали более активными, лучше воспринимали материал, чаще поднимали руки. В экспериментальной группе установилась атмосфера сотрудничества, доброжелательности, здорового соперничества. Неоднократно были отмечены случаи, когда более сильные воспитанники по собственной инициативе помогали слабым и неуверенным.
Положительным является и то, что мне удалось достигнуть лучших результатов в развитии речи детей при наименьшей затрате своих сил и времени, при этом данный опыт не стал помехой для решения других учебно-воспитательных задач.
3.4. Новизна представляемого педагогического опыта
Новизна мой опытной работы заключается в эффективном применение на практике известных научных положений и совершенствовании на этой основе учебно-воспитательного процесса. В работе с детьми я использую собственную программу коррекционно-логопедической работы с применением дидактических игр на развитие связной речи, авторские дидактические пособия: самодельные "книжки-малышки", разработанные мной рекомендации для родителей по организации игр на развитие речи в домашних условиях.
5. Выводы
В рамках настоящей работы описан опыт использования дидактической игры как средства развития и коррекции речевого развития детей с ОНР. Описана система дидактических игр, отвечающих требованиям организации работы с детьми, имеющими ОНР, представлены доказательства результативности данного педагогического опыта.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что специально разработанный комплекс дидактических игр, используемый на логопедических занятиях, способствует развитию связной речи дошкольников с ОНР.