Наталья Путилова
Формирование фонематического восприятия для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Специалисты школ (логопеды, учителя) утверждают: «Всегда получаем дисграфию или ее элементы у детей с общим недоразвитием речи, с алалией (не говорящие детки) - 100%, с дизартрией (недостаточной иннервации -связь тканей и клеток с нервными окончаниями речевого аппарата)». Из этого следует, что основная цель коррекционной работы логопедов и воспитателей ДОУ с детьми дошкольного возраста - предупредить нарушения письма и чтения.
Публикация «Формирование фонематического восприятия для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста является одним из направлений моей логопедической деятельности на логопункте. Воспитателям часто напоминаю : «Основной подход в коррекции - это строительство фундамента письма и чтения».
Вспомним, что при артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме (при дальнейшем обучении)у детей связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме будут носить характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат - их компонентами). Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте.
В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушения речи - преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.
При работе над акустически сходными звуками опираемся на разницу
1. артикуляционного уклада, 2. слухового восприятия.
1. Звуки З-Ж. 2. Звук Ц. 3. Звуки С-Ц.
4. Звуки С-Ш. 5. Звук Ч. 6. Звуки С-Ч.
7. Звуки Ц-Ч. 8. Звуки Ч-Т. 9. Звук Щ.
10. Звуки Ч-Щ. 11. Звуки С-Щ.
12. Звуки СЬ-Щ. 13. Звуки Ш-Щ.
14. Звуки Ч-Ш. 15. Звуки Р-Л.
В презентации показаны логопедические игры на формирование фонематического восприятия дошкольников. Для их проведения не нужно много времени - достаточно несколько минут в день! У детей сформируется речеслуховое внимание. Научатся слышать звуки среди других, различать их. Определять положения звука по отношению к другим звукам. Выделять определенные звуки (заданные) на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.