Наталия Другова
Особенности речевого развития детей преддошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Несформированность коммуникативной функции речи – одна из причин неподготовленности детей с речевой патологией к школьному обучению. В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция, то есть назначение речи быть средством общения. Речевое личностное общение имеет важное значение для развития ребенка.
Публикация «Особенности речевого развития детей преддошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Во-первых, он усваивает нормы и правила поведения и пытается сознательно следовать им.
Во-вторых, дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением.
И, в-третьих, дети учатся различать роли разных взрослых: родителей, воспитателей – и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.
Нередко у детей дошкольного возраста отмечаются недостатки речевой продукции. Это наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. У этих детей, наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями, имеются нарушения основных компонентов деятельности общения, которые необходимы для целостной реализации данного вида деятельности. Все это в целом не позволяет детям с данными нарушениями подниматься на более высокие уровни коммуникативной деятельности. Личностное общение является самым трудным для этих дошкольников. Если и в старшем дошкольном возрасте ребенка интересуют только игры с игрушками, а его высказывания носят лишь сиюминутный характер, можно говорить о задержке развития общения.
Наблюдения показали, что для детей с общим недоразвитием речи характерна некоторая скованность в использовании жестов, мимики при общении со взрослыми. Дети не стремятся дополнить тем самым передаваемую информацию. Во время общения дети старались не смотреть на взрослого. Однако жестикуляция, сопровождающая речь, в какой-то мере использовалась детьми. Это отмечалось в тех случаях, когда дети не могли передать свои мысли словами. Жесты носили компенсирующий характер. Дети с общим недоразвитием речи в игровой ситуации проявляют наибольшую речевую активность. В данном случае речь вплетается в предметную деятельность. И это намного облегчает общение для детей с общим недоразвитием речи. В данной ситуации речь ситуативно обусловлена, т. е. общение ребенка со взрослым опирается на наглядную ситуацию (предметы, действия с ними) (“Я люблю играть. У меня дома много игрушек”; “Я делаю цветочек. Он будет красивый”; “Я сделаю машинку”). В целом в речи детей доминируют сообщения о наличии тех или иных игрушек дома.
Лексика связана с конкретной предметной ситуацией. Дети в общении используют большое количество существительных (“Это цветок”; “Это машинка”). Прилагательные либо отсутствуют, либо выражают атрибутивные свойства предметов (цвет, размер) (“Он разноцветный”; “Кузов большой”; “Самокат синий”). Глаголы используются только для отражения конкретных предметных действий (“Я езжу на машинке”, “Я сделаю цветок”). Дети в большинстве случаев используют простые распространенные предложения (“Поиграю с мозаикой. Я сделаю домик”).
Уже при беседе о книге речевая активность детей снижается, по сравнению с предыдущей ситуацией. Дети внимательно слушают рассказ. Во время беседы большинство дошкольников только лишь отвечали на вопросы взрослого (“О ком этот рассказ? – О лягушках. – А что ты можешь о них рассказать? Они разные? – Да. – Какие они? – Ну… Одна смелая, другая не смелая”). Инициативы в общении не выражают. Данные затруднения обусловлены тем, что речь лишь частично обусловлена ситуацией. Это и является причиной снижения речевой активности в общении детей с общим недоразвитием речи.
Дошкольники с общим недоразвитием речи в общении используют простые предложения. Отмечаются случаи, когда дети ограничиваются только одним словом при ответе на вопрос (“О ком этот рассказ? – О пингвинах. – Где они живут? – На севере. – А почему они так веселились? – Там лист был”; ”Пингвины в этом рассказе, какие они? – Не знаю”; “Кот, какой он? – Ворюга. – Он хорошо поступал? – Нет. — Почему? — Ворует”; “Что понравилось в рассказе? – Как пингвины мешок клевали. – Почему? — Весело”). А иногда просто отказываются от обсуждения.
В общении детей со взрослым на отвлеченные темы дети с общим недоразвитием речи практически не выражают инициативы в общении. Дети с трудом поддерживают разговор, не желают выражать свое мнение, давать оценку (“Что надо делать, чтобы дружба была крепкой? – Не знаю”; ”Что такое дружба? – Когда дружишь”). Речь детей не отличается разнообразием. Высказывания детей строятся лишь в соответствии с вопросами взрослого (“У тебя много друзей? – Много. – Расскажи мне о них. – Они хорошие”). Дети не стремятся расширить рамки общения. В основном дошкольники дают односложные ответы, используют простые предложения. Характер высказываний при обсуждении разных тем не изменяется.
Высказывания информативного характера занимают ведущее положение. Оценочные суждения занимают малую долю (“О ком эта история? – О друзьях. — Кто поступил правильно? Кто настоящий друг? – Не знаю. Наверно, Лена. – А почему? — … (молчание)”).
В итоге можно отметить, что дети с общим недоразвитием речи стремятся к деловым контактам со взрослым. Дети не испытывают затруднений в общении со взрослым с опорой на предметную деятельность. Ситуация же беседы вызывает общее снижение речевой активности, уменьшение количества и изменение характера высказываний. Это возможно обусловлено трудностями выражения своей оценки в речевой форме. Дети с речевым нарушением с трудом подбирают слова при высказывании своего мнения. Зачастую, в их словарном запасе нет конкретных слов, выражающих то или иное явление (“У тебя есть лучший друг? – Да. – А почему он самый лучший? – Мы дружим, вместе играем. – А как он себя ведет, когда вы вместе? — … (молчание) Ну, не знаю. Просто играем”).
Трудность актуализации слов, невозможность установления причинно-следственных связей, отсутствие описательных элементов, все это и многое другое обуславливает своеобразные особенности общения со взрослым детей с общим недоразвитием речи.