Марина Тарасова
Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме «Православный праздник Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 96
Технологическая карта курса
«Основы православной культуры»
по теме :
«Православный праздник Пасха»
Учитель высшей квалификационной категории
Тарасова Марина Николаевна
ГБОУ СОШ № 96
Калининский район
Санкт-Петербург
2014 г.
Модуль: Основы православной культуры
Публикация «Технологическая карта курса „Основы православной культуры“ по теме „Православный праздник Пасха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Пасха, пасхальная тема
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Тема: «Православный праздник Пасха»
Класс: 4
Цели урока:
развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения, пасхальными традициями, обычаями, играми;
формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан.
Задачи урока:
• познакомить с событиями, связанными со словами Воскресенье, Пасха, Спаситель;
• познакомить учащихся с утраченными традициями русских православных праздников путём знакомства с особенностями праздника Пасха;
• создать условия для формирования интереса и воспитания уважения к русским народным традициям, русской духовной культуре.
Тип урока: комбинированный (основан на имеющихся у детей знаниях)
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник «Основы православной культуры», толковый словарь, карточки со словами (Воскресенье, Пасха, Спаситель, пасхальные яйца (по кол-ву учеников в классе, 2 ст. ложки
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный момент
(подготовка к восприятию, сообщение темы урока) Учитель создаёт условия для мотивации к сотрудничеству и целеполаганию деятельности детей «Давайте повернёмся друг к другу и улыбнёмся»
- Определить тему урока нам поможет стихотворение (слайд 3)
Светлым облаком сияет
На горе воздушный храм-
Точно с озера взлетает
Белый лебедь к небесам.
Там, меж сосен изумрудных,
Блещет озера хрусталь.
Как молитвы в звуках чудных, Звон церковный льётся вдаль…
- О каком Православном Празднике мы будем сегодня говорить?
Учитель предлагает дочитать стихотворение до конца (слайд 3)
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
(На доске появляется тема урока)
(слайд 4)
- Это светлый праздник Пасха.
Учитель спрашивает у ребят, что они знают о Празднике Пасха.
Учитель обобщает ответы детей
- Пасха – древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года Дети реагируют на предложение учителя.
Дети читают первую часть стихотворения.
Дети дают ответ (это Пасха)
Дети дочитывают стихотворение до конца.
Дети дают свои ответы.
2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений по теме.
3. Работа по теме урока.
4. Итог урока.
5. Рефлексия Работа в группах
- Я предлагаю вам обсудить в группах и написать слова, которые относятся к Празднику Пасха.
Учитель обобщает ответы учеников.
1. Рассказ учителя.
Пасха – праздник религиозный. Он символизирует избавление человека от греха, победу над смертью. Это праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа из
мёртвых. Христос вернулся к жизни – ВОСРКЕС.
2. Словарная работа.
Работа в группах.
- Какое слово схожее по звучанию со словом ВОСКРЕС?
Дополнение учителя.
День недели «воскресенье» назван в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия.
- Вы правы. В этот день принято людям не работать
- Почему именно в этот день было решено отдыхать?
Учитель предлагает ученикам в словаре найти значения слов
Пасха, Спаситель (слайд 6)
Дополнение учителя.
Пасхой у христиан называют весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа.
Спаситель - в христианстве божественный избавитель человечества от его грехов.
- Вы правы. Этим спасителем стал Иисус Христос.
3. Учитель сообщает ребятам, что у каждого праздника есть свои традиции.
Работа в группах
- Давайте поговорим о пасхальных традициях.
- Обсудите в группах эти традиции. Попробуйте предположить, что они символизируют.
На доске появляются слова. (слайды 7,8)
Пасхальные символы
кулич пасха яйцо
Учитель обобщает ответы учеников.
(слайд 9)
Яйцо - символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. Поэтому с давних времён в Православной Церкви хранится благочестивая традиция дарить в светлый праздник Пасхи яйца, говоря «Христос воскресе!».
- Что должен сказать в ответ человек, которому дарят яйцо?
- Вы правы. Получающий яйцо должен сказать «Во истину воскресе!»
Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос, приходя к своим ученикам после воскресения, вкушал с ними пищу.
Творожная пасха – это символ веселья, она заменяет на праздничном столе ветхозаветного ягнёнка и напоминает о том, что время жертв, прошло.
Работа в группах
- Какая пасхальная традиция изображена на картинке, что вы о ней слышали, сохранилась ли она сейчас? (слайд 10)
Учитель обобщает ответы учеников.
«Чокаться» крашеными яйцами – по православному христосоваться – это значит поздравлять друг друга с праздником Пасхи.
- Вы правы. Эта традиция сохранилась. И в наши дни люди на Пасху христосуются, то есть поздравляют друг друга с праздником Воскресения Иисуса Христа, говоря «Христос воскресе!» «Во истину воскресе!»
Итак, Пасха – это праздник воскресения к жизни. Нам современным людям трудно поверить, что человек может воскреснуть. Можно сделать вывод: Пасха – это радостный праздник. Если с человеком произошло чудо – это всегда радость.
Работа в группах
Учитель предлагает ученикам письменно ответить на вопросы. (слайд 11)
- Что такое Пасха?
- Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
- Как христиане связывают свою судьбу с Воскресением Христа?
- Какие традиции есть у Пасхи?
Игра «Кто быстрее»
Учитель предлагает поиграть в старинную русскую забаву, которая очень нравится детям – какая группа быстрее перенесёт в ложке «пасхальные» яйца из одной корзины в другую (число учеников равно числу яиц).
После игры учитель предлагает каждому ученику взять пасхальное яйцо и поздравить друг друга с православным праздником – Пасхой.
-Закончить наш урок я хочу строчками из стихотворения. (слайд 12)
Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес:
Христос воскрес,
Спаситель твой
Воистину воскрес!
Учитель предлагает задание на дом на выбор (слайд 13)
1. Написать рассказ о традициях празднования православного праздника Пасха в своей семье.
2. Нарисовать пасхальную открытку и написать поздравление с праздником Пасхи.
Дети в группах обсуждают и дают свои ответы.
праздник, воскресенье, кулич, крашеные яйца, пасха с изюмом, пост, Иисус Христос, церковь (слайд 5)
Дети работают со словарём.
Ответы детей
Воскресенье – выходной день.
Ответы детей.
Это последний день недели.
Заслушиваются ответы детей
Пасха – это праздник Воскресения к жизни.
Спаситель – Иисус.
После обсуждения в группах дети дают ответы.
Красят яйца в красный цвет.
Яйцо даёт жизнь (из яйца вылупляются птенцы)
Пекут творожные и хлебные куличи.
Ответы детей.
«Во истину воскресе!»
После обсуждения в группах дети дают ответ.
Эта традиция «чокаться» яйцами. Эта традиция сохранилась и сегодня. Когда люди «чокаются», они поздравляют друг друга с Пасхой.
Дети в группах обсуждают. Каждая группа сдаёт ответ в письменной форме.
Дети играют.
Дети поздравляют друг друга с Пасхой.
Дети выбирают задание на дом и записывают его в дневник.