Галина Любезных
«Вера вечная, вера славная, наша вера Православная!» Конспект НОД для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Любезных Галина Ивановна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 31
«Аленький цветочек»
«Вера вечная, вера славная, наша вера Православная!»
Конспект НОД для детей средней группы
Цели:
1. Познакомить детей с термином — православие; обобщить и уточнить знания детей о православной вере и ее становлении.
2. Приобщить детей к истокам культуры, духовно - нравственному наследию родной страны
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
3. Воспитывать любовь и уважение к истории и культуре России, к ее святыням.
4. Развивать мышление, умение отвечать на вопросы воспитателя развернутым предложением.
5. Расширить и активизировать словарь детей.
6. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию, умение закрашивать готовое изображение не выходя за контур, подбирать самостоятельно цвета.
Оборудование: проектор, доска, компьютер, презентация «Наша вера Православная!»
Раздаточный материал: раскраски с изображением библейских сюжетов, храмов, ангелов, графитные карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски.
Ход НОД:
Воспитатель: (включает презентацию, звучит стихотворение)
Этот - дом не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом.
По утрам и вечерам.
Это православный.
Дети: храм
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что такое храм?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: (показывает слайды с изображением храмов). В нашем городе тоже очень много храмов. Кто из вас с родителями был в храме? Узнали какой-нибудь храм?
Дети: (показывают храм «Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», куда мы ходили на экскурсию, рассказывают с кем еще ходили в храмы города).
Воспитатель: А для чего люди строят храмы?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Храмы строят для того, чтобы прославлять Бога. Это место, где верующие собираются на молитву. Православный храм называют церковью.
Воспитатель: Что нужно сделать перед входом в церковь?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Правильно, перед входом в храм мы должны перекреститься. Для крестного знамения мы должны сложить три пальца правой руки ровно вместе, а два прижимаем к ладони. Сложенные три пальца означают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
(Дети вместе с воспитателем выполняют крестное знамение).
Сначала мы прикладываем пальцы себе на лоб, освящаем свои мысли, потом на живот – для освящения внутренних чувств, затем на правое и левое плечо – для освящения наших сил и действий. Тем самым мы изображаем на себе крест.
Воспитатель: Что можно увидеть в церкви?
Дети: свечи, иконы и т. д
Воспитатель: Что делают верующие со свечами в церкви? (рассматривают слайды)
Дети: держат в руках, когда молятся; ставят к иконам.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «икона»?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: (показывает слайды с изображением икон Иисуса Христа Спасителя, Божьей Матери, библейских сюжетов «Рождество Христово», «Вознесение господне») Ребята, посмотрите на экран и скажите, может вам ваши родители, бабушки или дедушки рассказывали о том, кто изображен на этих иконах?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Слово «икона» - значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (изображают) красками на доске. На них изображения - Иисуса Христа, Богородицы, святых и священные библейские события.
Воспитатель: А сейчас давайте с вами немножко поиграем.
Море синее в волнах, (двумя руками показываем волны)
И ракушки на песках, (присели, погладили ладошками песок)
Рыбки плавают в воде, (встали, сложили ладони и показали плавающих рыбок)
Птенчики сидят в гнезде. (присели, руки под подбородок)
Ярко звездочки горят — (встали, подняли руки вверх, «померцали» пальцами (все пальцы свели и резко развели)
Нам о Боге говорят. (указательным пальцем показали на небо)
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, слышали такое сложное и непонятное слово — православие или православная вера?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Где вы слышали это слово?
Дети: по телевизору, от бабушки, от мамы и т. д.
Воспитатель: Когда-то очень давно наша страна, которая как называется?
Дети: Россия,
Воспитатель: Правильно Россия, раньше она называлась Русь. А наши предки называли себя славянами. «Славяне» произошло от слова «слава», и «хвала». Они были трудолюбивыми земледельцами и отважными воинами. У славян было очень много богов: бог неба и света; бог солнца; бог ветра; бог огня; бог урожая; бог грома и молнии, которого называли Перун. Это был самый грозный бог.
(Показ слайдов)
Славяне, поклоняясь разным богам, очень часто враждовали. А в то далекое время правителем русской земли был князь Владимир. И решил князь объединить все славянские племена, чтобы они стали составлять одно целое - Русское государство и называться русскими. Но для этого надо было принять новую христианскую православную веру.
Воспитатель: Сначала князь Владимир принял новую веру сам, и затем провозгласил христианство государственной религией. Он приказал уничтожить всех идолов, а главного идола - Перуна сбросить в Днепр. Собрал князь Владимир всех людей и священников, и в назначенный день произошло массовое Крещение в реке Днепр. (Показ слайдов)
С тех наша вера стала называться православной, а языческая Русь стала православной Русью.
Воспитатель: Дети, а кто знает, чему учит православная вера?
Дети: делать людям добро, помогать и не обижать слабых, не ссориться, не драться, делиться друг с другом и т. п.
Воспитатель: Послушайте пословицу: «За Богом пойдешь, добрый путь найдешь». Как вы понимаете слова этой пословицы? Вспомните и расскажите нам о чем-нибудь добром, что произошло в вашей жизни и жизни вашей семьи.
Дети: (отвечают, рассказывают, размышляют).
Воспитатель: А сейчас, ребята, подойдите к столам, выберите себе понравившуюся вам картинку и раскрасьте ее по своему желанию.
(Звучит спокойная музыка. Дети раскрашивают картинки с изображением библейских сюжетов различными материалами по выбору детей (фломастерами, красками, карандашами, мелками).
Используемая литература:
1. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси», С- Пб, «Детство -пресс», 1998 – 24с.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С – Пб, «Детство - пресс», 2004