Ирина Галынская
Конспект урока Орксэ в 4 классе «Наша Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хиславичская средняя школа»
Конспект урока ОРКСЭ.
Тема: «Россия наша Родина», 4 класс
Подготовлен:
учителем начальных классов высшей категории
Галынской Ириной Анатольевной
Тема. «Россия – наша Родина»
Цель. Формирование у учащихся образа родной страны и чувство гордости за Родину.
Задачи
Воспитывать самоценное отношение к себе через историю и достижения своего народа.
Публикация «Конспект урока Орксэ в 4 классе „Наша Родина — Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Прививать любовь к Отечеству.
Формировать эмоционально-личностный образ Родины.
Развивать опыт поисково-проектной деятельности.
Расширять кругозор, пополнять словарный запас, совершенствовать творческие навыки.
Планируемые результаты
Познавательные: осознавать познавательную задачу, строить речевое высказывание в устной форме, готовить сообщение из 5-6 предложений по заданной теме.
Коммуникативные: планировать и выполнять совместную деятельность в группе, уметь договариваться.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками учебную деятельность, расширять и углублять знания по выбранной теме.
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности, познавательный интереса к предмету исследования, интереса и уважения к своей стране и народам других национальностей.
Место проведения: мультимедийный кабинет.
Оборудование. Карты мира и России; презентация: «Картины родной природы», «Государственные символы», портреты знаменитых россиян; выставка рисунков, книг, экспонаты народных промыслов нашей страны; учебник «Основы светской этики»; запись «Гимн РФ»; раздаточный материал.
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: заочное путешествие.
План – конспект урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Вступительное слово учителя
- Ребята, в ваших руках новый учебник, прочитайте, как он называется.
-Чему мы будем учиться на уроках ОРКСЭ, «Светская этика»?
Откройте учебник с. 4.
Актуализация представлений о Родине.
Прочтите тему нашего первого урока.
(Слайд 1)
Вопросы для беседы.
-О чем песня, которую исполнили?
- Как называется наша страна?
Рассматривают обложку учебника
Рассказ Ушинского «Наше Отечество» и отвечают на вопросы. Слайд 1.
3. Целеполагание
-Подберите синонимы к слову Родина.
Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
-Сформулируйте цель нашего урока.
-Какие вопросы в соответствии с этой темой вы хотели бы задать себе и друг другу?
Что мы узнаем?
Чему мы научимся? 10 Отечество, Отчизна, матушка-Русь, Россия.
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода.
Узнать больше о России.
-Как велика и богата наша Родина?
-Что такое духовный мир человека?
Научимся жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и веры, познакомимся с культурными традициями.
4. Изучение нового материала
5. Физкультурная минутка
6. Заочное путешествие по городам России.
-Давайте составим план путешествия по России.
Дети намечают план путешествия.
1. История государственной символики.
2. Путешествие по городам России.
3. Путешествие по карте «Необъятная страна
4 Выставка «Богатства России»?
5. Кто прославил нашу страну?
6. Законы России.
Знакомство с историей Государственной символики.
Задание: составить пословицы,
задания для 3 групп из приложения 2.
Каждая группа получает задание изучить материал и подготовить выступление для класса.
Приложение 1.
-С чего начинается Родина? -Что является символами государства? (Слайд 3)
Слайд 4. Слайд 5.
— У каждого государства есть главный город-столица.
- Какой город является столицей нашей страны? Слайд 6.
— Какой город был столицей России в прошлом веке?
Слайд 7.
- На территории нашей страны есть много больших и маленьких городов. У каждого из них свое название, история, возраст, достопримечательности. О некоторых мы узнаем.
Слайд 8.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родину, как и родителей на чужбине не ищут.
7. Изучение материалов из приложения 1, рассказывают о государственных символах:
3) Гимн. (Слайд 3) Звучит гимн РФ.
Стихотворение В. Степанова.
Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим,
Флаг России над Кремлем.
Герб России.
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый
Он России - дух свободный.
Сообщение «Герб России».
4) Флаг России.
Белый цвет-березка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска
Солнечный рассвет.
Сообщение «Флаг России».
Москва
Москва-это Красная площадь,
Москва-это башни Кремля.
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.
Сообщение о Москве.
Санкт- Петербург.
Он царя Петра творенье
Город славы, город - сад,
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.
Учащиеся читают стихи.
Золотое кольцо.
Города старинные, звон колоколов.
Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.
На широкой Волге Тверь и Кострома,
Башенки резные, чудо — терема.
Города старинные, крепость на реке,
Новгород на Волхове, Муром на Оке.
Здесь дружины храбрые в бой вели князья,
Конного и пешего недруга разя.
Города старинные, мастерами славные,
Улицы кузнечные, улицы гончарные,
площади торговые, праздничные ярмарки
Из Ельца матрешки, а из Тулы пряники.
Города старинные - к солнышку лицом,
Для России стали «Золотым кольцом»
Сообщение о достопримечательностях России.
6. Закрепление и обобщение изученного. Работа с учебником.
-Что такое духовный мир человека?
-Какие культурные традиции народов России вам известны?
Путешествие по карте
«Необъятная страна».
Слайд 9.
— Россия славится огромным количеством рек. Главная из них Волга.
Слайд 10.
Слайд 11.
— А сейчас мы отправимся в горы.
Слайд 12.
— А теперь мы отправимся к морю.
Побываем в новом уголке нашей страны полуострове Крым и городе Севастополе.
Слайд 13.
— Теперь наш путь в холодные края.
Слайд 16.
— Настоящей сокровищницей являются Уральские горы. Слайд 14.
Слайд 15
—За Уральскими горами нас встречает огромный край называемый Сибирь.
Слайд 16.
—Настоящее чудо Сибири это озеро Байкал.
Слайд 17.
8. Рассматривание выставки «Богатства России.
9. Демонстрация портретов знаменитых людей России
-Узнайте наших знаменитых соотечественников.
Слайды 19-21.
—В нашей российской семье есть много умных, умелых людей, которыми мы можем гордиться, на которых мы можем равняться. Они лучший пример трудолюбия, силы, смелости, ума и доброты.
—В России живет около 130 народов и народностей, но все они зовутся Россияне.
Рассматривание карты мира и России.
- О каких уголках России вы еще хотели бы узнать?
Слайд 20.
10. Рассказ учителя о Дне Конституции.
- Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Это Основной закон нашей страны, который учит нас жить правильно, защищает и помогает учиться, работать, отдыхать, лечиться.
- В каждой стране есть закон, обычаи и традиции.
-О каких традициях нашей страны вы знаете?
-А какие традиции чтут в вашей семье? Изучают материал на страницах 4-5.
Ответы на вопросы.
Читают стихи.
Родные просторы.
Если долго- долго – долго
в самолете нам лететь,
Если долго, долго, долго
на Россию нам смотреть,
То увидим мы, тогда
и леса, и города,
Океанские просторы,
ленты рек, озера, горы
Мы увидим даль без края
, тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
наша Родина большая
Необъятная страна.
11. Сообщение о расположении и административном делении России.
Волга.
Где кончается Волга? Где такие места?
Волга - удаль России, и ее красота.
Волга - слава России: в колыбели своей
Многих Волга растила знаменитых людей.
Волга - песня России, и ее тишина.
Где кончается Волга? Бесконечна она.
Сообщение о реках и озерах России.
НА КАВКАЗЕ
На Кавказе любят музыку и пляски,
По горам джигиты скачут без опаски.
На Кавказе любят делать украшенья.
Славятся чеканкой местные селенья.
На Кавказе любят пить кефир айран.
Надевает бурку в дальний путь чабан.
На Кавказе любят сладкий виноград.
Здесь хозяин гостю, как родному рад
Сообщение о горах России.
Черное море.
Мы на море отдыхали, мы ракушки собирали,
Съели фруктов мы корзину,
спели песенку дельфину.
Ветер песню подхватил и по морю покатил.
Сообщение о морях.
Наш Алтай.
Приезжай к нам на Алтай,
ягод шапкой собирай.
Здесь бежит Катунь-река,
здесь из пуха облака.
В родниках вода как мед,
а в горах архар живет.
Сообщение о флоре России.
Страна малахита.
Уральские горы по каменным плитам,
Ведут за собой нас в страну малахита
В страну, где не счесть драгоценных камней,
В страну работящих и добрых людей.
Может только богатырь прошагать пешком
Сибирь.
Через горы перебраться, через лес густой продраться,
одолеть любой поток
и домой вернуться в срок.
Байкал
Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
Это - озеро Байкал.
В окруженье диких скал.
Сообщение об озере Байкал.
Рассказы: об экспонатах, изделиях русских
умельцев, фотографии достопримечательностей, памятников.
Называют фамилии.
Российская семья
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим - степной простор,
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат,
Один рыбак с рожденья, другой - оленевод,
Один кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна,
А Родина - Россия у нас у всех одна.
Читают стихи.
На карте мира не найдешь тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной мы не найдем на карте той,
Но мы всегда на ней найдем свою страну - наш общий дом.
Работа с картой.
Отвечают на вопросы.
12. Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось …
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось… Делятся впечатлениями, чувствами.
13. Итог урока
— Гражданами, какой страны мы с вами являемся?
-Какая была цель нашего урока?
-Какие новые знания вы для себя открыли? Делают выводы.
14. Домашнее задание. Творческая работа.
—Нарисуйте дома рисунки на тему:
«Наша Родина».
Список литературы
1. Жиренко О. Е., Яровая Л. Н. Внеклассные мероприятия
М. :ВАКО, 2006.
2. Горбунова Н. А. Классные часы, 4 класс,- Волгоград, изд-во «Учитель-АСТ», 2004.
3. Женило М. Ю. Театрализованные праздники. 3-4 классы.
4. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2004.
5. Степанов В. «Наша Родина-Россия», Смоленск, изд-во «Русич», 2008.
6. «Начальная школа», №4, 2010.
7. Справочник классного руководителя, изд-во «ВАКО»,2009.