Елена Миронова
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Православная зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей о зиме и зимних православных праздниках.
Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о типичных зимних особенностях в неживой природе,о зимних месяцах. Побуждать использовать в речи пословицы и поговорки. Вспомнить прошедшие и будущие народные и православные праздники.
Учить видеть красоту русской природы в музыке и литературном слове. Спо-собствовать творческому самовыражению детей,побуждать выразительно выполнять подражательные движения передавая характер музыки движений. Добиваться от детей называть композитора и название музыкального произведения.
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
Создать у детей эмоциональный отклик на музыку,передавать свои впечатле-ния изобразительными средствами. Развивать фантазию и воображение.
Предварительная работа: Чтение произведений о зиме, заучивание стихов и пословиц о зиме. Цикл занятий о культурно-обрядовых праздниках. Слушание произведений композиторов А. Вивальди" Времена года",П. И. Чайковского, В. А. Моцарта.
Рассматривание картин с зимними пейзажами.
Словарная работа: Познакомить детей со значением слов: кутерьма, межа, межень,хмурень,сечень,просенец,богоявление,сочельник,сочиво.
Материал: Тычки,манная крупа,катышки из салфеток,гуашь,клей, кисточки разного вида, салфетки. Репродукции картин с изображением зимы. Произведения А. Вивальди из цикла «Зима».
Ход занятия:
Воспитатель в костюме Зимы входит в зал.
Зима : Здравствуйте дети!
Здравствуйте гости!
Дети: Здравствуйте!.
Зима : Ребята, чтобы вы узнали кто я отгадайте загадку :"Звонкая погода,снега кутерьма,это время года мы зовём. ?"
Дети: Зима.
Зима : Молодцы, отгадали,я пришла к вам в детский сад, чтобы рассказать о себе,о зимних месяцах,зимних праздниках,да вот беда когда я к вам добиралась разыгралась сильная вьюга, закрутила, завертела, и я всё забыла,что знала о себе. Что теперь делать не знаю. А может вы мне поможете всё вспомнить, ведь вы уже большие и наверняка много знаете?
Дети: Да поможем.
Зима : Вот спасибо, как хорошо, что я именно к вам. Но в начале я хотела бы спросить у вас что за чудесная музыка слышна. Вам знакома эта мелодия и кто её автор?
Дети: Произведение называется "Зима" композитор А. Вивальди
Зима : Спасибо ребята,умницы вы какие, а кто поможет мне вспомнить как называется первый зимний месяц?
Дети: Первый зимний месяц декабрь,в народе его называют хмурень,потому что чаще бывает пасмурная погода, ещё его называют зазимник,потому что он начинает зиму.
Зима : Спасибо,как много вы интересного знаете. А я вот вспомнила пословицу о декабре, "Декабрь год замыкает а зиму начинает» как вы понимаете эту пословицу (ответы детей)
Зима : Молодцы,а может кто-то ещё знает пословицу о декабре?
Дети: "В декабре до весны далеко,а до травы глубоко"
Зима : Ничего не могу понять, почему так говорят?
Дети: Потому что, зима в декабре только началась, до весны далеко,а трава глубоко под снегом.
Зима : Молодцы ребята,я потихоньку начала всё вспоминать. Скажите, чем примечателен декабрь, что больше всего вам запомнилось?
Дети: В конце декабря отмечали Новый год.
Звучит песня "Что такое Новый год?"(фрагмент).
Зима : Так всё же,что такое Новый год,почему он так всем нравится?.
Дети: В Новый год наряжают ёлку,водят вокруг неё хоровод, приходят Дед Мороз и Снегурочка с подарками все веселятся и радуются.
Зима : Дети,а дома вы тоже отмечаете этот чудесный праздник?
Дети: Дома за столом собирается вся семья,дарят друг другу подарки,желают здоровья и счастья.
Зима : Спасибо ребята,вы так много интересного мне рассказали, мне так с вами весело и хорошо. А теперь давайте немного поиграем. Игра называется "Угадай зимнее настроение" .У каждого из вас бывает разное настроение, так и у зимы оно может меняться. Сейчас зазвучит музыка, вы должны угадать какое настроение у меня,передать его в движениях и остановитсяНеобходимо остановиться в том месте где будут соответствующие изображения.
Звучит отрывок" Зима "Вивальди (снегопад)
Дети: Плавная, нежная, убаюкивающая.
Зима : А что вы представили под эту прекрасную музыку?
Дети: Как кружатся снежинки в воздухе и тихо падают на землю.
Зима : А я вспомнила замечательные слова из стихотворения И. Сурикова
"Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо,падает
Ложится. "
Чуть позже мы ещё поиграем, а сейчас я назову второй месяц зимы-это февраль!
Дети: Нет не правильно.
Зима : Опять я ошиблась,ребята ну подскажите,какой второй зимний месяц?
Дети: Январь
Зима : Спасибо дети,а у этого месяца наверное тоже есть интересные другие названия
Дети: Сечень, потому что рассекает зиму на две части,является се-рединой зимы,или Просинец,потому что в январе начали прибавляться дни. "Месяц январь-зимы государь", "Январь году начало-зиме середина"
Зима : Спасибо ребята, я припоминаю что в январе много интересных и важных православных праздников вы можете мне о них рассказать?
Дети: 6 января "Сочельник"
Зима : Какое интересное название, а почему этот день так называют?
Дети: В этот день готовили и вечером ели сочиво из варёной пше-ницы с мёдом и изюмом.
Зима : Скажите дети, а какой светлый и радостный праздник наступает на следующий день,7 января? Тихо играет "Вальс" П. И. Чайковского.
Дети: Рождество Христово. В этот день родился Господь Иисус Христос.
Стихотворение "Рождество "Е. Волковой (читает ребенок)
Зима : Спасибо,очень доброе красивое стихотворение. Дети,после Рождества Христова наступают особые святые дни, как их ещё по-другому называют,и что вы о них знаете?
Дети: Святки, это очень весёлое время, люди наряжаются в шуточные костюмы ходят по домам с весёлыми шуточками колядками.
Дети под музыку исполняют колядку.
Зима : Ой, какие вы весёлые да здоровые. Ребята, я вот вспом-нила ещё очень важный православный праздник,в этот день в церкви и на во-доёмах священники совершают великое освещение воды. Вы знаете,как назы-вают этот праздник?
Дети: Крещение.
Зима : Молодцы правильно, по другому этот праздник называют "Богоявление", а что ещё некоторые православные делают на водоёмах?
Дети: Люди купаются в купели,просят у Господа здоровья и долголетия.
Зима : Да ребята,в Богоявление вода обладает удивительной целебной силой. Ну а теперь,мы опять возвращаемся к нашей игре и снова отгадываем моё настроение.
Звучит следующая композиция А. Вивальди "Зима". Дети изображают вьюгу, стремительно кружатся и останавливаются около соответствующей иллюстрации.
Зима : Ребята,скажите,какой образ вы увидели в этой композиции, какого характера была музыка?
Дети: Тревожная, стремительная,вьюжная,беспокойная. (изображают вьюгу)
Зима : Молодцы угадали, послушайте как А. С. Пушкин сказал о такой погоде:
Буря мглою небо кроет
Вихрем снежные крутя
То как зверь он завоет,
То заплачет как дитя.
Вот наступил 3 зимний месяц, какой?
Дети: Февраль. В народе его называют снежень, за глубокие снега и межень,
потому что он является границей,межой между зимой и весной.
Зима : Спасибо, как много интересного рассказали ребята, а какой ещё православный праздник отмечают в феврале?
Дети: В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник масленицу.
Зима : Дети,а как обычно отмечают Масленицу?
Ребё нок: Пекут блины, устраивают шумные праздники - гулянки с песнями и играми. Зазывают весну- красну.
Зима : Ребята,а о феврале есть пословицы?
Дети: "Февраль зиму выдувает, а март ломает" "В феврале зима весну встречает"
Зима : Молодцы ребята спасибо вам,вы так много интересно рас-сказали,а какие зимние забавы вы любите?
Дети: Кататься на санках,лыжах, играть в снежки,лепить снеговика.
Зима : Ребята я приглашаю вас ещё немного поиграть.
Звучит "Катание на санях" В. А. Моцарта
Дети в упряжке бегают по кругу.
Зима : Ребята, какого характера эта музыка?
Дети: Весёлая, здоровая, игривая, резвая, солнечная.
Зима : О таком настроении можно сказать словами А. С. Пушкина
"Мороз и солнце день чудесный "
Дети,а что это было за произведение и кто его автор?
Дети: "Катание на санях" Амадей Моцарт.
Зима : Ребята, полюбуйтесь, как красиво изображена зима на этих кар-тинках. Сейчас я вам тоже предлагаю нарисовать зимний пейзаж. На прошлом занятии вы не дорисовали,
и лес получился скучный,без настроения и не зимний,давайте всё исправим, найти настроение нам поможет снова музыка, прослушайте внимательно и изобразите такой лес, какой вам подсказывает музыкальное произведение. С помощью музыки можно услышать и представить шелест падающих снежинок, дуновения ветерка, завывающую вьюгу и звонкие бубенцы бегущей тройки.
Дети рисуют используя нетрадиционный материал.
Рефлексия.
Ну чтож дорогие ребята мне пора в путь. У меня много еще работы.
Подскажите пожалуйста о каких зимних месяцах мы говорили?
Вам понравилось со мной играть?
Что больше всего вам запомниться из нашей встречи?
Спасибо вам большое ребята вы вернули мне память мне с вами было весело и интересно. Ну а теперь я жду вас на улице чтобы играть в веселые зимние игры.