Филиппова Юлия Алексеевна
Консультация «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
При всем богатстве различных средств педагогической деятельности, направленной на приобщение детей к социуму, фундаментальную основу составляет общая культура взрослых (родителей, педагогов, сотрудников ДОУ) Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма деятельного взрослого является коммуникативная культура (компетентность, непосредственно обеспечивающая процесс расширения, умножения социальных связей ребенка с внешним миром.
Педагогическим тактом (от лат. tactus – прикосновение) называется
Публикация «Консультация „Культура речи педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей.
Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребенка
и с разумной требовательностью к нему.
Педагог может быть возмущенным, даже гневаться, но это должно
выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры
и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко, педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».
Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического
общения является его стиль. Стиль общения педагога с воспитанниками – это
категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием
многих факторов и зависит:
• от психического склада человека;
• его ценностных ориентаций;
• уровня образования и общей культуры;
• влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья).
Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает
индивидуальный стиль общения с детьми. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения и педагогический такт.
Такие исследователи, как А. И. Максаков, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся :
качество языкового оформления речи;
ценностно-личностные установки педагога;
коммуникативная компетентность;
четкий отбор информации для создания высказывания;
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Понаблюдайте за собой и попытайтесь установить.
1. Если у детей Вашей группы потребность в общении с Вами:
– как часто они стремятся привлечь Ваше внимание к себе?
– как часто добиваются Вашей оценки и одобрения?
– всегда ли изменяют свою деятельность в соответствии с Вашими замечаниями?
2. Всегда ли Вы:
– отвечаете на попытки детей вступить в общение с Вами (да, нет, иногда?
– как Вы отвечаете, на стремление ребенка поделится с Вами своими переживаниями, успехами, неудачами (доброжелательно, равнодушно, раздражительно?
– увеличивается или уменьшается на протяжении учебного года попытка Ваших воспитанников вступить с Вами в общение?
– какие признаки наличия потребности общения с Вами считаете главными (добиться понимания, защиты, завышенной оценки?
– каковы мотивы общения с Вами (деловые, личностные, познавательные?
3. Нравитесь ли Вы детям:
– своим внешним видом, искусством вежливости;
– радостным, счастливым, мягким выражением лица;
– доброжелательным, уважительным тоном речи;
– совместной игровой, продуктивной деятельностью.
Воспитателю важно придавать большее значение умениям разговаривать с родителями, а именно - вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. Есть воспитатели, особенно среди молодых, которые совершено, не придают значения умению разговаривать с родителями, допуская менторские нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его в чем-то. Каждый удавшийся разговор с родителями очень много значит. Искусству разговору с родителями воспитанников следует учиться.
Краткость или многословие в речевом общении связанны с неясностью мысли, с не знанием предмета высказывания, а значит с недостаточно вдумчивым подбором слов, их сочетанием и соответствием стилю (официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорно-бытовой) устной речи. Последний, надо признать, занимает большее жизненное пространство педагога.
Задания.
• Исправить предложение:
Он полный невежа в вопросах искусства.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала детям лекарство.
• Синонимия. Объяснить значения слов. С каждым из слов составить предложения.
Старый Давний Старинный Ветхий Древний.
Приведя этот ряд синонимов-прилагательных, писатель Д. И. Фонвизин так объяснял смысловое различие между ними: «Старо то, что давно было ново; старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших веках». Для иллюстрации этих значений Д. И. Фонвизин дает такое продолжение: «Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхого. Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена».
Итак, включенные в синонимический ряд слова обозначают примерно одно и то же и одновременно не одно и то же, в них заключен общий для них смысл, но разные его оттенки. Именно последние при употреблении синонимов играют роль: они напоминают оттенки красок у художника, нюансы звуков у музыканта.
Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.
Опросный лист № 1
1. асиммЕтрия – асимметрИя
2. бАнты – бантЫ
3. вклЮчит – включИт
4. газопрОвод – газопровОд
5. диспАнсер – диспансЕр
6. ломОта – ломотА
7. дремОта - дремотА
8. зАдать – задАть
9. зАнять – занЯть
10. звОнит – звонИт
11. катАлог – каталОг
12. красИвее – красивЕе
13. кУхонный – кухОнный
14. меньшИнства – меньшинствА
15. мусоропрОвод – мусоропровОд
16. никчЕмный – никчЁмный
17. обеспЕчение – обеспечЕние
18. обОдрить – ободрИть
19. осУжденный – осуждЁнный
20. плЕсневеть – плесневЕть
21. полигрАфия – полиграфИя
22. пОнял – понЯл
23. премИровать – премировАть
24. принУдить – принудИть
25. слИвовый – сливОвый
26. тУфля – туфлЯ
27. углУбленное изучение – углублЁнное
28. хАос – хаОс
Опросный лист № 2
1. бАловаться – баловАться
2. вероисповЕдание – вероисповедАние
3. врУчит – вручИт
4. грУшевый – грушЁвый
5. дОбыча-добЫча
6. дОсуг – досУг
7. жАлюзи – жалюзИ
8. закУпоривать – закупОривать
9. запломбИровать – запломбировАть
10. исчЕрпать – исчерпАть
11. кладОвая – кладовАя
12. крЕмень – кремЕнь
13. лОмоть – ломОть
14. мотивИрованный – мотивирОванный
15. нАчать – начАть
16. новорОжденный – новорождЁнный
17. облЕгчить – облегчИть
18. Оптовый - оптОвый
19. откУпорить – откупОрить
20. повтОришь – повторИшь
21. страховой пОлис – полЮс
22. предпрИнять – предпринЯть
23. прИбыл – прибЫл
24. прИданое – придАное
25. тОрты – тортЫ
26. увЕдомить – уведомИть
27. фенОмен - феномЕн
28. ходАтайствовать – ходатАйствовать
Шкала оценки уровня культуры речи педагога :
0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;
3 – 6 ошибок – удовлетворительный;
7 – 10 ошибок – низкий;
Говорите правильно!
Вопросы для обсуждения.
1. Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами.
Вывод: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». Аристотель.
Речь педагога служит инструментом для передачи информации слушателям. Следовательно, педагог должен с уважением относиться к личности собеседника, употреблять в речи только те слова и термины, которые понятны всем участникам общения, соответствуют их возрасту, знаниям, компетентности. Речь педагога должна быть доступной пониманию, внятной, аргументированной, целенаправленной, целесообразной и этически корректной. Педагог должен относиться к собеседнику как к ценности, придерживаться норм культуры речи и культуры общения.
2. Какова роль семьи в речевом развитии детей.
Вывод: Семье принадлежит начальная и первенствующая роль в формировании личности ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. Ребенок учится устной речи путем подражания. Слышит ребенок правильную, отчетливо ясную речь и невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какой-нибудь извращенный диалект, то или другое местное наречие, и так же незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи трудно впоследствии бороться. То, что делает семья для развития ребенка, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле развития культуры речи детей.