Получи документы

Консультация «Культура речи педагога»

Филиппова Юлия Алексеевна
Консультация «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

При всем богатстве различных средств педагогической деятельности, направленной на приобщение детей к социуму, фундаментальную основу составляет общая культура взрослых (родителей, педагогов, сотрудников ДОУ) Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма деятельного взрослого является коммуникативная культура (компетентность, непосредственно обеспечивающая процесс расширения, умножения социальных связей ребенка с внешним миром.

Педагогическим тактом (от лат. tactus – прикосновение) называется

Публикация «Консультация „Культура речи педагога“» размещена в разделах

чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей.

Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребенка

и с разумной требовательностью к нему.

Педагог может быть возмущенным, даже гневаться, но это должно

выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры

и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко, педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического

общения является его стиль. Стиль общения педагога с воспитанниками – это

категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием

многих факторов и зависит:

• от психического склада человека;

• его ценностных ориентаций;

• уровня образования и общей культуры;

• влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья).

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает

индивидуальный стиль общения с детьми. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения и педагогический такт.

Такие исследователи, как А. И. Максаков, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся :

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Понаблюдайте за собой и попытайтесь установить.

1. Если у детей Вашей группы потребность в общении с Вами:

– как часто они стремятся привлечь Ваше внимание к себе?

– как часто добиваются Вашей оценки и одобрения?

– всегда ли изменяют свою деятельность в соответствии с Вашими замечаниями?

2. Всегда ли Вы:

– отвечаете на попытки детей вступить в общение с Вами (да, нет, иногда?

– как Вы отвечаете, на стремление ребенка поделится с Вами своими переживаниями, успехами, неудачами (доброжелательно, равнодушно, раздражительно?

– увеличивается или уменьшается на протяжении учебного года попытка Ваших воспитанников вступить с Вами в общение?

– какие признаки наличия потребности общения с Вами считаете главными (добиться понимания, защиты, завышенной оценки?

– каковы мотивы общения с Вами (деловые, личностные, познавательные?

3. Нравитесь ли Вы детям:

– своим внешним видом, искусством вежливости;

– радостным, счастливым, мягким выражением лица;

– доброжелательным, уважительным тоном речи;

– совместной игровой, продуктивной деятельностью.

Воспитателю важно придавать большее значение умениям разговаривать с родителями, а именно - вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. Есть воспитатели, особенно среди молодых, которые совершено, не придают значения умению разговаривать с родителями, допуская менторские нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его в чем-то. Каждый удавшийся разговор с родителями очень много значит. Искусству разговору с родителями воспитанников следует учиться.

Краткость или многословие в речевом общении связанны с неясностью мысли, с не знанием предмета высказывания, а значит с недостаточно вдумчивым подбором слов, их сочетанием и соответствием стилю (официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорно-бытовой) устной речи. Последний, надо признать, занимает большее жизненное пространство педагога.

Задания.

Исправить предложение:

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Врачиха выписала детям лекарство.

• Синонимия. Объяснить значения слов. С каждым из слов составить предложения.

Старый Давний Старинный Ветхий Древний.

Приведя этот ряд синонимов-прилагательных, писатель Д. И. Фонвизин так объяснял смысловое различие между ними: «Старо то, что давно было ново; старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших веках». Для иллюстрации этих значений Д. И. Фонвизин дает такое продолжение: «Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхого. Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена».

Итак, включенные в синонимический ряд слова обозначают примерно одно и то же и одновременно не одно и то же, в них заключен общий для них смысл, но разные его оттенки. Именно последние при употреблении синонимов играют роль: они напоминают оттенки красок у художника, нюансы звуков у музыканта.

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

Опросный лист № 1

1. асиммЕтрия – асимметрИя

2. бАнты – бантЫ

3. вклЮчит – включИт

4. газопрОвод – газопровОд

5. диспАнсер – диспансЕр

6. ломОта – ломотА

7. дремОта - дремотА

8. зАдать – задАть

9. зАнять – занЯть

10. звОнит – звонИт

11. катАлог – каталОг

12. красИвее – красивЕе

13. кУхонный – кухОнный

14. меньшИнства – меньшинствА

15. мусоропрОвод – мусоропровОд

16. никчЕмный – никчЁмный

17. обеспЕчение – обеспечЕние

18. обОдрить – ободрИть

19. осУжденный – осуждЁнный

20. плЕсневеть – плесневЕть

21. полигрАфия – полиграфИя

22. пОнял – понЯл

23. премИровать – премировАть

24. принУдить – принудИть

25. слИвовый – сливОвый

26. тУфля – туфлЯ

27. углУбленное изучение – углублЁнное

28. хАос – хаОс

Опросный лист № 2

1. бАловаться – баловАться

2. вероисповЕдание – вероисповедАние

3. врУчит – вручИт

4. грУшевый – грушЁвый

5. дОбыча-добЫча

6. дОсуг – досУг

7. жАлюзи – жалюзИ

8. закУпоривать – закупОривать

9. запломбИровать – запломбировАть

10. исчЕрпать – исчерпАть

11. кладОвая – кладовАя

12. крЕмень – кремЕнь

13. лОмоть – ломОть

14. мотивИрованный – мотивирОванный

15. нАчать – начАть

16. новорОжденный – новорождЁнный

17. облЕгчить – облегчИть

18. Оптовый - оптОвый

19. откУпорить – откупОрить

20. повтОришь – повторИшь

21. страховой пОлис – полЮс

22. предпрИнять – предпринЯть

23. прИбыл – прибЫл

24. прИданое – придАное

25. тОрты – тортЫ

26. увЕдомить – уведомИть

27. фенОмен - феномЕн

28. ходАтайствовать – ходатАйствовать

Шкала оценки уровня культуры речи педагога :

0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

3 – 6 ошибок – удовлетворительный;

7 – 10 ошибок – низкий;

Говорите правильно!

Вопросы для обсуждения.

1. Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами.

Вывод: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». Аристотель.

Речь педагога служит инструментом для передачи информации слушателям. Следовательно, педагог должен с уважением относиться к личности собеседника, употреблять в речи только те слова и термины, которые понятны всем участникам общения, соответствуют их возрасту, знаниям, компетентности. Речь педагога должна быть доступной пониманию, внятной, аргументированной, целенаправленной, целесообразной и этически корректной. Педагог должен относиться к собеседнику как к ценности, придерживаться норм культуры речи и культуры общения.

2. Какова роль семьи в речевом развитии детей.

Вывод: Семье принадлежит начальная и первенствующая роль в формировании личности ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. Ребенок учится устной речи путем подражания. Слышит ребенок правильную, отчетливо ясную речь и невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какой-нибудь извращенный диалект, то или другое местное наречие, и так же незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи трудно впоследствии бороться. То, что делает семья для развития ребенка, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле развития культуры речи детей.

Публикации по теме:

Карточки к педсовету «Речевая культура педагога» Карточка №1 Ситуация: Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно для него в данный момент. Риторическая задача:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи : «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь». Программное содержание:.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки [П], [П’]» Цель: создать условия для формирования правильного произношения звуков п, пь. Задачи: • упражнять в правильном и отчетливом произношении.

Конспект педагогического совета на тему «Речевая культура педагога» Тема педагогического совета «Речевая культура педагога» Форма проведения – круглый стол Цель: Расширить представления об этикетных нормах.

Консультация «Культура речи педагога» Консультация на тему: «Культура речи педагога» Обладать культурой речи — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов,.

Культура речи педагога-образец для подражания Требования к речи воспитателя. Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом,.

Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Эмоциональная культура педагога г. Якутск Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется.

Занятие по развитию речи в средней группе детского сада «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»Занятие по развитию речи в средней группе детского сада «Звуковая культура речи. Звук [Ч]» Занятие по развитию речи в средней группе МДАОУ "Журавушка". Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи:звук [ ч ]. Цель:.

Звуковая культура речи Программное содержание Связная речь. Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушках. Грамматика Учить согласовывать существительные.

Звуковая культура речи в детском саду Конечно, речь ребёнка – это один из наиболее важнейших показателей становления детской личности. Речь-это незаменимый инструмент мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Культура речи педагога»
Опубликовано: 10 августа 2015 в 11:33
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Культура речи педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Филиппова Юлия Алексеевна (УИ 337747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД