Стожок Юлия
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста.
Задачи: Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года. Упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже. Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу. Продолжать учить детей передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план. Побуждать интересоваться смыслом слова. Развивать коммуникативные и речевые навыки. Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение. Воспитывать интерес к природе, художественным произведениям.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Материал и оборудование: Книга К. Д. Ушинского «Четыре желания», презентация к рассказу, интерактивная доска, мнемотаблицы, раскраски для детей, конверт с загадкой, колокольчик.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями. Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.
Воспитатель звенит в колокольчик и собирает детей в круг.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг :
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Передадим друг другу с улыбкой колокольчик
И скажем добрые слова.
(Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу»)
- Сегодня утром к нам в группу приходил почтальон, для нас он принес конверт.
- Что же там внутри? (загадка)
- В светлице живут четыре сестрицы :
Одна от горя седая,
Другая зеленая, молодая,
Третья жаркая, пряная,
Четвертая желтая, румяная.
(времена года)
- А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года.
- Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)
- Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)
- Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
- Осень какая? (золотая, дождливая, унылая, щедрая, богатая).
Речевая игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: - Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вам предстоит его закончить, используя противоположные по смыслу слова.
- Летом погода теплая, а зимой (холодная)
- В сентябре ранняя осень, а в ноябре (поздняя)
- Летом дни длинные, а зимой дни (короткие)
- Летом идет дождь, а зимой (снег).
- Осенью птицы улетают в теплые края, а весной птицы (прилетают)
- Осенью насекомые засыпают, а весной (просыпаются)
- Осенью дни пасмурные, а летом (солнечные, ясные)
- В солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день (грустное)
- Урожай бедный, а наоборот (богатый)
- Яблоко кислое, а наоборот… (сладкое)
- Облако легкое, а туча (тяжелая)
(Дети стоят в кругу)
- Ребята, хотите поиграть с ветерком! На кого ветерок подует, должен поменять свое место. Готовы?
- Ветерок дует на мальчиков.
- Ветерок дует на девочек.
- Ветерок дует на того, кто любит природу.
- Ветерок дует на того, кто любит узнавать что-то новое, мечтать.
- Оказывается, каждый из вас о чем-то мечтает. Поделитесь с нами своей мечтой. (Дети рассказывают, о чем мечтают)
- Ребята, а я знаю интересный рассказ про одного мальчика, который тоже любил мечтать и любил природу. Хотите его услышать? Тогда присаживайтесь на стулья. Рассказ называется «Четыре желания», а написал этот рассказ К. Д. Ушинский.
Первичное чтение рассказа «Четыре желания» К. Д. Ушинский (Просмотр презентации рассказа «Четыре желания» К. Д. Ушинского)
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:
– Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!
– Запиши твое желание в мою карманную книжку, – сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
– Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
– Осень лучше всех времен года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Беседа по содержанию рассказа
- О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года)
- О каком времени года в рассказе говорится первым? (о зиме)
- Почему Митя прибежал домой румяный и веселый? (ответы детей)
- Чем Мите понравилась зима? (ответы детей)
- О каком своем желании он сказал отцу? (ответы детей)
- Куда предложил отец записать желание Мите? (в записную книжку)
- Почему Митя назвал весну прелестью? (ответы детей)
- Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (ответы детей)
- Что опять посоветовал отец сделать Мите? (ответы детей)
- Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, ловил рыбу, собирал ягоды, валялся на душистой траве)
- Какими словами мальчик сказал об осени? (ответы детей)
- Почему рассказ называется «Четыре желания»? (ответы детей)
- Ребята, какой же можно сделать вывод – какое время года лучшее? (каждое время года прекрасно по - своему).
Словарная работа (работа по тексту)
- Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.
Что означает слово «румяный?» (красный, алый).
Как объяснить значение словосочетания «записная книжка»? (тетрадь небольшого, маленького размера)
Как понять словосочетание «вволю набегался», «повеселился вволю?» (достаточно много)
Что значит восторг? (веселье, радость).
Что такое сенокос? (косьба травы, время, когда заготавливают траву на сено)
Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
- Молодцы!
Физкультминутка
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.
Мы на саночках катались, (полуприседания)
И коньками увлекались. (ноги поочередно выставляем вперед)
Белоснежные дома, (руки вверх)
Хорошо, когда зима! (прыжки на месте)
Бабочки порхают, (руки в стороны)
Цветы зацветают, (наклоны вперед)
Вокруг такая красота, (руки развести в стороны)
Что за прелесть весна! (прыжки на месте!
Мы с отцом на сенокосе, (руки в стороны)
В речку удочку забросим, (руки вперед,
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем. (руки за голову)
Жаркая стоит погода, (руки вверх)
Лето – лучшее время года! (прыжки на месте)
Груши, яблоки в саду, (руки в стороны)
Осень – лучшее время в году! (прыжки на месте)
(дети садятся)
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами послушаем рассказ еще раз, а потом вы попробуете пересказать его самостоятельно, а поможет вам пересказать вот такой план в виде схем- подсказок. Будьте внимательны!
Повторное чтение рассказа воспитателем
Воспитатель: - Кто хочет рассказать начало рассказа? Не забудьте сказать название рассказа и его автора.
- Кто продолжит рассказ?
- Кто сможет рассказать рассказ от начала до конца? (Рассказывание рассказа детьми с опорой на схемы-таблицы).
Заключительная часть
Воспитатель: - Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.
- Вам понравилось наше занятие?
- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? («Четыре желания)
- Кто написал рассказ? (Константин Дмитриевич Ушинский)
- Кто вам больше всего понравился на занятии? (ответы детей)
-Что было сложного? (ответы детей)
Дома вы можете рассказать этот рассказ своим родным.
- А от себя хочу сказать, что вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно и точно, были активными и внимательными. Я очень вами довольна. За ваши старания я приготовила для вас книгу, которая так и называется «Четыре желания» К. Д. Ушинского. Это сборник рассказов и
сказок известного автора. Теперь эта книга будет у нас находиться в уголке книги, и мы с вами сможем еще не раз познакомиться с его произведениями. А также вас ждут картинки – раскраски по временам года, которые выберите себе по желанию и раскрасите в течение дня. Поощрительные жетоны за старание получат сегодня все. Наше занятие подошло к концу, закончить его, я хочу, прочитав для вас стихотворение Антонины Кузнецовой «Времена года» :
«Времена года»
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
(Антонина Кузнецова)