Валентина Перницкая
Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания».
Задачи:
Образовательные:
-формировать у детей умение раскрывать содержание рассказа;
- передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений.
Развивающие :
-развивать умение находить основные признаки четырех времен года;
- развивать умение правильно излагать свои мысли;
- обращать внимание на привлекательность всех времен года.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Знакомство с рассказом К, Д, Ушинского „Четыре желания“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- воспитывать интерес к явлениям природы;
- воспитывать уважение к ответам сверстников;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы: Текст рассказа; иллюстрации с изображением четырех времен года; листья, снежинки, цветы и бабочки по количеству детей.
Методы и приемы: организационный момент, загадывание загадок, рассматривание картин, чтение произведения, беседа, вопросы, пересказ, индивидуальная помощь, анализ занятия.
Структура НОД:
1. Вводная часть – 5 минут. Рассматривание изображений времен года, отгадывание загадок.
2. Основная часть – 15 минут. Ознакомление с рассказом, беседа по прочитанному.
3. Заключительная часть – 5 минут. Закрепление и анализ полученной информации, рефлексия.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
- Давайте побываем в гостях у разных времён года. Какие времена года вы знаете?
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц времени года?
- А какое время года приближается?
- Чем вы желаете заняться в это время года?
Воспитатель демонстрирует картины с изображением всех времен года, дети их внимательно рассматривают, обсуждают. Каждое изображение времени года воспитатель комментирует загадкой:
- Прилетают птицы
Звери просыпаются
Первая сестрица
(ВЕСНОЙ) называется.
- Ребята, кому нравится это время года? Почему?
- Сыты все, согреты
Солнца ярким светом
Вторую сестрицу
Называют (ЛЕТО)
- Кому нравится лето? Назовите месяцы лета.
- Сделаны запасы
Листья облетают
Третья сестрица -
(ОСЕНЬ) золотая.
- Чем вам нравится осень?
- Всюду снег искрится -
К нам пришла сама
Четвертая сестрица -
Зимушка – (ЗИМА)
- Кому нравится зима?
- Почему?
2. Основная часть.
-У каждого человека есть желание. Каждый человек о чём-нибудь мечтает.
Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания». Постараемся раскрыть содержание рассказа, учиться находить основные признаки четырех времен года.
Константин Дмитриевич Ушинский «Четыре желания»
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.
— Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна.
Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.
— Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето.
Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень.
В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времен года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
После прочтения текста рассказа проводится беседа по прочитанному. Воспитатель задает вопросы лексически и синтаксически близкие к тексту, это побуждает детей передавать содержание рассказа подробно и образно : «Какие четыре желания высказал Митя? Когда он пожелал, чтобы все зима была? А когда захотел, чтобы все весна была? После чего Митя поделился с отцом своим третьим желанием – чтобы лету конца не было? А когда отец записал в книжку четвертое его желание – чтобы осени конца не было?"
Повторно читается рассказ и обсуждаются развлечения и радости, которые приносят зима, весна, лето и осень, воспитатель задает вопросы: «Чем радует нас зима? А чем радует весна? Лето? Осень?».
Воспитатель своими вопросами и пояснениями обращает внимание детей на поэтические описания, на образную авторскую речь.
3. Физкультминутка:
«Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево, вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись.
Прогуляемся по лесу:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше!»
Воспитатель высыпает из корзины бумажные снежинки, цветы, бабочки и желтые листья:
- Ветер подул так сильно, что перемешал все времена года. Выполним задание и поможем снежинкам отправиться в зиму, цветам распуститься весной, бабочкам найти лето, а желтым листьям появиться осенью.
Воспитатель предлагает детям поочередно рассмотреть картины с изображением времен года и отгадать загадки:
Хоть сама и снег, и лёд, а уходит — слёзы льёт. (Зима)
Тает снег, звенят ручьи, всё сильней потоки и летят уже грачи к нам из стран далёких. (Весна)
Красное, зелёное, жаром опалённое, жёлтое, плодовое, каждый день с обновою. (Лето)
Пришла волшебница прекрасная, листву без краски перекрасила. (Осень)
Гостьи к нам пришли: седая, а за нею — молодая, третья ярко расцветает, а четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)
После правильных ответов воспитатель предлагает всем детям выбрать себе снежинку, цветок, бабочку и желтый лист.
4. Заключительная часть.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем говорилось в рассказе Ушинского «Четыре желания», что нового дети для себя узнали, вспомнить признаки всех времен года, чем радует людей каждое из времен года. Воспитатель предлагает детям подумать, что показалось детям затруднительно, ответы на какие вопросы затруднений не вызвали. Поблагодарить и похвалить детей за хорошие ответы.
- Ребята, посмотрите на свои листочки, снежинки, цветы и бабочки.
У каждого из вас есть желание. Шепотом произнесите свои желания : желтому листочку – осеннее, снежинке – зимнее, цветку – весеннее, а бабочке – летнее и ваши желания обязательно сбудутся.