Миронова Виктория
Организованная образовательная деятельность старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность старших дошкольников
Программа «Развитие социально-нравственных представлений средствами художественной литературы»
подготовила
Воспитатель: Миронова
Виктория Сергеевна
Санкт-Петербург 2015
Актуальность программы
Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности ребенка. Проблема нравственного развития детей стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для дошкольников содержат раздел, который посвящен воспитанию нравственных качеств личности. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношения к другим людям. Методы воспитания и развития детей в сфере социальных эмоций и нравственных чувств, представляют собой интерес и требуют рассмотрения с точки зрения психологического воздействия на мотивационную направленность действий дошкольников.
Публикация «Организованная образовательная деятельность старших дошкольников» размещена в разделах
Важным методом формирования нравственных чувств и моральных оценок у детей является использование художественных произведений, поскольку дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. При восприятии литературного произведения происходит перенос чувств и эмоций по поводу его персонажа в реальные жизненные ситуации. При этом, не только обогащаются представления ребенка о нравственных нормах отношений между людьми, но и активизируется его потребность в проявлении нравственных чувств, отвечающих этим нормам.
Рассматривая основные методы нравственного воспитания, которые предлагаются в существующих программах дошкольного образования можно отметить, что механизм социального научения детей является первостепенным, наблюдается расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации. Считается, что формирование навыков поведения и знание этических норм является залогом нравственного развития. Однако, это не так. Формирование социально-нравственных представлений рассматривается как автоматическое воспроизведение правила или образа поведения в известной ситуации. Это достигается, с одной стороны, подражания людям, а с другой – через поощрение правильных и осуждение неправильных действий. В результате формируется моральный стереотип, который ребенок начинает автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах. Такое действие проходит мимо сознания ребенка, что приводит к тому, что он не различает правильных и неправильных действий.
Поскольку нравственное развитие предполагает усвоение нравственных отношений (то есть усвоение мотивов и способов поведения, то практическое выполнение той или иной нормы становится необходимым. Генетически исходной формой человеческой деятельности является чувственно-практическая, поэтому в дошкольном учреждении важно создать оптимальные условия для приобретения детьми знаний о нравственных нормах, которые затем становились бы мотивами их поведения.
При всем многообразии программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, эмоциональной глухоты, проявление асоциальных стереотипов поведения.
Художественные произведения служат средством формирования правильных моральных оценок и социальной компетентности детей.
В связи с этим разработка и внедрение методов социально-нравственного развития является одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании.
Адресат
Дети дошкольного возраста.
Цель программы
Развитие у детей старшего дошкольного возраста социально-нравственных представлений средствами художественной литературы.
Задачи программы
1. Провести диагностику детей:
• проследить динамику изменения личностного профиля детей;
• изучить эмоциональное поведение детей при восприятии литературного произведения;
• выявить мотивационно-потребностные предпочтения и типологию доминирующих желаний детей.
2. Дать детям представления о социально-эмоциональных и социально-нравственных понятиях.
3. Развивать у детей способность к децентрированию, умению вставать на место другого человека.
4. Способствовать осознанию детьми причинно-следственных связей между своими действиями и состоянием героев рассказа.
5. Снять психомоторное напряжение у детей.
6. Осуществлять контроль над переносом детьми позитивного опыта полученных представлений в реальную жизнедеятельность.
Теоретико-методологическая основа программы
То, что литературные произведения способны помочь читателю в трудную минуту жизни, известно давно. Марсель Пруст считал, что чтение может стать лечебной дисциплиной, задача которой, путем повторных побуждений непрерывно вводить ум в активное состояние. И. Н. Казаринова изучала воздействие книги на психику человека с точки зрения катализатора духовной жизни; рассматривала действие механизмов в условиях стационара. Был отслежен характер читательских предпочтений в зависимости от этапа болезни (предкризис, кризис, выздоровление). Выяснилось, что способности личности к самовосстановлению в неблагоприятных ситуациях отражаются на ее деятельности, а также на избираемых способах саморегуляции.
Вопрос воздействия на человека книги анализировался библиотерапевтами А. Е. Алексейчиком, А. М. Миллером. Они считали, что различные литературные жанры и виды по-разному выполняют психотерапевтическую функцию. Многообразны и библиотерапевтические методики. Например, художественное слово выступает в роли "формулы внушения" – по типу формул аутогенной тренировки Г. Н. Сытина. Например: прямые формулы - внушения: "Все равно его не брошу, потому что он хороший" (А. Барто).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что метод библиотерапии является эффективным коррекционным средством, повышающим стрессоустойчивость личности, находящийся в дискомфортном состоянии, который ориентирован на выбор оптимальных способов информационно-психологической защиты личности, адаптации, компенсации через совершенствование читательской деятельности.
Исследования в области нравственного развития детей в отечественной психологии можно разделить на два направления.
1. Нормативно-ориентированное направление
Исследователи подчеркивают, что мораль, как и остальные формы сознания, не даны человеку от рождения. Моральные качества приобретаются индивидом в процессе его социального развития. В этих качествах формируются нравственные нормы, существующие в общественном сознании. Следовательно, процесс усвоения ребенком социальных норм возможен в условиях активного общения и совместной деятельности.
В исследованиях данного направления ведущая роль принадлежит моральной саморегуляции (С. Г. Якобсон, В. Г. Щур). В ситуации саморегуляции ребенок вопреки своим интересам принуждает себя делать так, как надо, а не так, как хочется. При этом внешние требования и давление заинтересованных лиц отсутствует. Поэтому, противоречие интересов выступает для ребенка в форме противоречия между собственными желаниями и их собственной моральной оценкой. Таким образом, теория и практика нравственного развития детей в русле нормативно-ориентированного направления опирается на представление о морали как о форме нормативной регуляции поведения ребенка, а моральное развитие рассматривается как усвоение норм и правил поведения.
2. Эмоционально-ориентированное направление
Исследователи (Р. С. Бурс, С. Н. Карпова) ставят на первое место развитие социальных эмоций и нравственных чувств, к которым относятся сопереживание и сочувствие. Основное в данном направлении считается осознание и понимание ребенком переживаний других людей или литературных персонажей. Через чтение соответствующих рассказов и их обсуждение, внимание ребенка привлекается к эмоциональному состоянию других людей. У ребенка появляется возможность понять другого человека, усмотреть в определенных действиях нравственный поступок, дать ему объяснение с точки зрения норм и правил, самому почувствовать переживания другого. Таким образом, с помощью понимания художественных произведений ребенок должен научиться сопереживать другим людям и правильно оценивать их поступки, а следовательно, и свои.
Л. И. Божович рассматривала мотивационную направленность поведения личности с точки зрения устойчиво доминирующей системы мотивов, или мотивационных образований. Она считала, что положительная направленность мотивов поведения проявляется как в эмоциональном выражении отношения ребенка к окружающим, так и в проявлении отношения ребенка к собственным поступкам.
Итак, мы видим, нравственное развитие дошкольника – это сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь вербальную сферу (ребенок осваивает нормы «на словах», в поведении же легко нарушает их). Постепенно, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Формируются нравственные мотивы.
Этапы:
1. Мотивационный (целеполагание).
2. Познавательный (обеспечение времени для занятий, анализ и синтез информации).
3. Этап рефлексии (оценка эффективности при помощи анализа состояния личности).
Психотерапевтические процессы :
1. контроль над психическими процессами путем усиления их с помощью повторения, воспроизведения деталей;
2. эмоциональная переработка - это способность ребенка, проявляя личные эмоции сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции со стороны психолога;
3. тренировка - суть в том, чтобы ребенок старался чувствовать, думать, делать то, что ему удается с трудом;
4. расширение конфликта - это синтез контроля, эмоциональной переработки, умения полученного в результате тренировки, в применении к конкретной жизненной ситуации.
Структура программы
Система работы с детьми состоит из двух разделов.
1. Социально-эмоциональное развитие детей
Цель: расширение представлений детей об эмоциях; обучение основам самоанализа эмоциональных состояний; развитие саморегуляции.
2. Социально-нравственное развитие детей
Цель: формирование у детей нравственно-этических норм; воспитание социально-одобряемых стереотипов поведения; интегрирование нового опыта в реальную жизнь.
Структурная организация занятия (игры)
Участники – воспитатель, дети старшего дошкольного возраста (15 человек)
Форма (игры) занятия - групповая
Место проведения - спортивный зал
Продолжительность - 30 минут
Количество занятий - I раздел – 6 занятий (2 раза в неделю)
II раздел – 12 занятий (2 раза в неделю)
Структура занятия
1. Ритуал встречи "Волшебный клубок"
Цель: эмоциональное объединение участников тренинга; создание настроя на совместную работу (3 минуты).
2. Чтение литературного произведения
Цель: расширение представлений детей о социально-эмоциональном или социально-нравственном понятиях (8-10 минут).
3. Игры
Цель: приобретение нового опыта, формирование собственных эмоциональных ощущений (5 минут).
4. Релаксационная пауза
Цель: снятие психомоторного напряжения (5 минут).
5. Резюмирование
Цель: обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся (3-5 минут).
6. Ритуал прощания "Пирамида любви"
Цель: настрой детей на дальнейшие контакты, взаимодействию в привычной социальной среде (3 минуты).
Ритуал встречи и прощания на протяжении всего курса остается неизменным.
Рекомендуемый стиль общения
и взаимодействия участников
1. Обращение к ребенку по имени при каждом эпизоде общения с ним.
2. Помощь в развитии умений партнерства: для того, чтобы ребенка разговорить, нужно смотреть ему в глаза, верхняя часть туловища воспитателя наклонена в его сторону, он поддерживает активность выразительными жестами, мимикой.
3. Эмоциональное принятие заключается в, безусловно положительном отношении к тому, что происходит во время совместных действий, к каждому ребенку без оценки.
4. Закрепление опыта позитивного общения и обращения для этого к развитию зрительных, слуховых восприятий, внутренних чувствований.
Тематический план
Раздел Темы занятий Количество занятий
Социально-эмоциональное
развитие детей 1. "Радость"
2. "Грусть"
3. "Злость"
4. "Страх"
5. "Вина"
6. "Театр настроений" 1
1
1
1
1
1
Социально-нравственное
развитие детей 1. "Доброта"
2. "Вежливые слова"
3. "Трусость"
4. "Храбрость"
5. "Хвастливость"
6. "Щедрость"
7. "Жадность"
8. "Честность"
9. "Дружба"
10. "Лень"
11. "Трудолюбие"
12. "Взаимопомощь" 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Всего 18 занятий
Ожидаемые результаты курса
1. Сформированность представлений детей о социально-эмоциональных и социально-нравственных понятиях.
2. Развитие у детей способности к децентрированию и умения вставать на место другого человека.
3. Осознание детьми причинно-следственных связей между своими действиями и состоянием героев рассказа.
4. Осуществление перехода нравственных представлений детей во внутренние мотивы поведения.
Содержание (игр)занятий
Название занятия Тематическое содержание, цели
I раздел
Радость - Рассказ "Четыре желания" (хрестоматия)
- Игра "Попробуй, рассмеши!"
Цель: научить взаимодействию с другими
Грусть - В. Осеева "Почему"
- Упражнение "Печаль"
Цель: научить детей распознавать различные эмоции
Злость - Рассказ "Злой камешек" (хрестоматия)
- Упражнение "Ярость"
Цель: научить детей распознавать различные эмоции
Страх - Е. Чарушин "Страшный рассказ"
- Игра "злая волшебница"
Цель: обучение детей оценке ситуации
Вина - В. Осеева "Косточка"
- Игра "Утка и утята"
Цель: Создание у детей общности переживания
Театр
настроений - Сказка "Про снежинку, которая не таяла" (хрестоматия)
- Игра "Ты самый, самый"
Цель: преумножение собственного достоинства
II раздел
Доброта - Сказка "Добрый поросенок" (хрестоматия)
- Упражнение "Термометр"
Цель: овладение способами чувственного восприятия партнера
Вежливые слова - В. Осеева "Волшебное слово"
- Упражнение "Просьба"
Цель: научить детей правильному обращению с просьбой к другому человеку
Трусость - И. Бутмин "Трус"
- Игра «Волшебный стул»
Цель: научить детей смело, не стесняясь проявлять собственную активность.
Храбрость - Рассказ "Волшебный фонарик" (хрестоматия)
- Игра "Крокодил"
Цель: развитие умения перевоплощаться
Хвастливость - Сказка "Заяц-хвастун" (хрестоматия)
- Игра "Ты самый, самый""
Цель: преумножение собственного достоинства ребенка
Щедрость - Рассказ "Чистая бухточка" (хрестоматия)
- Игра "Подарки, друг другу"
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости
Жадность - Т. Пономарева "Хитрое яблоко"
- Игра "Найди половинку"
Цель: овладение способами установления отношений со сверстниками
Честность - Л. П. Успенская "Это я виноват"
- Игра "Ленточки"
Цель: воспитание честности, справедливости при оценке поведения в игре
Дружба - М. Пляцковский "Урок дружбы"
- Игра "Колокольчики"
Цель: обучение выражать поддержку другим
Лень - Д. Лукич "Четыре Девочки"
- Игра "дождик"
Цель: овладение способами установления отношений с другими людьми
Трудолюбие - Б. Шергин "Одно дело делаешь, другого не порть"
- Игра "Волшебные очки"
Цель: воспитание доброжелательности к другим
Взаимопомощь - А. Седугин "Дом с трубой и дом без трубы"
- Игра "Бездомный заяц"
Цель: развитие взаимовыручки
Диагностика
1. Методика "Закончи историю", автор - Р. Калинина
Цель: изучение осознания детьми нравственных норм.
2. Методика "Мотивы поведения", автор - Н. И. Непомнящая
Цель: изучение мотивов поведения в преобладании личной или общественной направленности.