Получи документы

Организация здоровьесберегающего пространства в группе раннего возраста ДОУ

Степашкина
Организация здоровьесберегающего пространства в группе раннего возраста ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Степашкина О. В.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39»

Г. Арзамас

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Раннее детство — период интенсивного физического и психофизического развития. В раннем возрасте особенно актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей в период адаптации к детскому саду, так как поступление ребенка в детский сад нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением его активности.

Публикация «Организация здоровьесберегающего пространства в группе раннего возраста ДОУ» размещена в разделах

Рациональное использование и гармоничное сочетание здоровьесберегающих технологий и организации здоровьесберегающего пространства в работе с детьми раннего возраста способствует уменьшению заболеваемости дошкольников. Здоровьесберегающая среда, по мнению М. В. Меличевой, содержит две подструктуры: пространство и деятельность. Поэтому здоровьесберегающее пространство в моей группе раннего возраста организовано с учетом обеспечения требуемых санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности детей (рациональность режима дня, соблюдение норм освещенности, воздушного режима, графика проветривания, правильного подбора мебели, составление расписания занятий с учетом психофизических и возрастных особенностей и др.); пространство группового помещения реализует потребность ребенка в движении и способствует двигательной активности.

Здоровьесберегающее образовательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства, формирование предпосылок здорового образа жизни у детей от года до 3 лет осуществляется в следующих направлениях: привитие культурно-гигиенических навыков, спортивное направление; работа с родителями.

Организация активного взаимодействия педагога и младшего дошкольника требует целесообразной организации развивающей среды в группе. Поэтому я тщательно подошла к созданию такой среды, которая призвана обеспечить личностно–ориентированные отношения с моими воспитанниками. Здоровьесберегающее пространство способствует профилактике различного рода негативных проявлений, успешной адаптации детей в ДОУ, обеспечивает творческую атмосферу для участников образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть удобной, целесообразной предоставлять ребёнку свободу, настраивать на эмоциональный лад, оказывать влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение, создавать образ того или иного процесса, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.

Первый шаг в проектировании среды – определение расположения развивающих центров в группе. Важно, чтобы они строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Все это способствует эмоциональному благополучию детей раннего возраста, создает у них чувство уверенности в себе, защищенности, делает их истинными хозяевами детского сада и помощниками взрослых. Для того, чтобы развивающая предметно-пространственная среда побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся, т. е. быть мобильной. Все имеющиеся в группе пособия и материалы всегда находятся в распоряжении детей и обновляются. В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда организована по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы девочек и мальчиков.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. В работе воспитателя уделяется большое внимание развитию у детей основ личной гигиены. Очень важно правильно организовывать работу по обучению навыкам самообслуживания. С этой целью я организую дидактические и развивающие игры, создаю игровые ситуации, в которых действия по самообслуживанию дети выполняют с радостью и интересом, а это залог успеха.

Двигательный режим должен обеспечиваться комплексным использованием всех форм двигательной деятельности: утренней и дыхательной гимнастик, гимнастики после сна, физкультминуток, подвижных и спортивных игр, индивидуальной работы, самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке и в свободной игровой деятельности, спортивных праздников и развлечений. Для этого в группе мною создан спортивный уголок, в котором имеются мячи разных форм и фактуры, обручи, мешочками с песком, кольцебросы, атрибуты для подлезания, гимнастическая скамейка, ребристая доска, следы, тренажёры для дыхательных упражнений, флажки, ленточки, султанчики, юла, каталки, массажёры для рук и ног, погремушки, скакалки и т. д. Для организации подвижных игр используются полумаски и медальоны с изображением различных животных и сказочных героев.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года. В основном, это воздушные и водные процедуры (умывание прохладной водой, хождение босиком и по дорожке здоровья, гимнастика после сна, воздушные ванны после сна, обтирание).

Большое внимание в группе уделяю использованию дорожек здоровья. Использую их на занятиях по физическому воспитанию и во время проведения бодрящей гимнастики после дневного сна. Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребёнка, как профилактика плоскостопия у детей.

Для детей раннего возраста характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты и желание свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой. Для этого в зоне двигательной активности находятся предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и т. д., а также для свободной двигательной активности установлена горка.

Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость. Для снятия эмоциональной напряжённости и стресса в период адаптации в группе я организовала уголок уединения, главное назначение которого – обеспечение психического и социального благополучия ребёнка.

Рядом с этим уголком я расположила «сухой бассейн», который оказывает многостороннее влияние на организм ребенка : нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психоэмоциональный фон.

Реализовывать задачи здоровьесбережения помогает и театральный уголок. Цели его создания не только развивающие, но и здоровьесберегающие : обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Пальчиковый театр используется для развития мелкой моторики, развивает ловкость и подвижность пальцев.

Центр «Песок-вода» я тоже использую не только в развивающих целях. Песочнотерапия является одной из форм такой здоровьесберегающей технологии, как арт-терапиия, от других форм этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. А игры с водой у детей всегда вызывают положительные эмоции.

Уголок сюжетно-ролевых игр расположен так, чтобы дети могли самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для игр. В уголке посредством организации проблемно-игровых ситуаций у детей формируются знания в области здоровья и гигиены.

Дидактический стол используем для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей и мелкой моторики. В этой зоне расположены игры – шнуровки, которые не только тренируют пальцы рук, но и помогают координировать движения малыша, концентрируют его внимание, развивают ловкость и аккуратность, что необходимо ребёнку для проявления самостоятельности в обыденной жизни. Наполняемость дидактического стола периодически меняю. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха.

Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. В приёмной группы оформлен уголок “Для родителей», в котором я оформила папки - передвижки: «Физкультура для малышей», «Советы доктора Айболита»; информационные стенды и брошюры, а также создала копилку народных рецептов по профилактике детских болезней «Бабушкины рецепты».

Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий способствуют повышению двигательной активности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Список литературы:

1. Болгина Т. Л. Охрана здоровья детей дошкольных учреждениях – М. : Мозаика – Синтез.

2. Журнал дошкольное воспитание №5 / 2004; №11 / 2004; №10 / 2005; №3 / 2006; №11 / 2007 г.

3. Журнал дошкольная педагогика №6 / 2005; №3 / 2006; №7 / 2007; №1 / 2008 г.

4. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми – М. : Медицина, 1989.

5. Крупенчук О. И. «Ладушки» : Пальчиковые игры для малышей. Спб. : Издательский Дом «Литера», 2006 г.

6. Журнал обруч №1 / 2004; №3 / 2006; №2 / 2008.

7. Яковлева Л. В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет– М. : Гуманит изд. Центр ВЛОДОС, 2003 г.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возрастаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета» Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует.

Организация игрового пространства в группе дошкольного образованияОрганизация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Организация пространства детской реализации «Сделаем наш дом уютным — интерьер, мебель» в подготовительной группе Цель: Учить понимать назначение предметов домашнего обихода, представление о мебели и её назначении. Задачи: -Расширять и систематизировать.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Организация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособиеОрганизация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособие Представляю Вашему вниманию дидактическое пособие «Разноцветные ленточки», созданное для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация здоровьесберегающего пространства в группе раннего возраста ДОУ
Опубликовано: 1 апреля 2022 в 13:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация здоровьесберегающего пространства в группе раннего возраста ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Степашкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД