Степашкина
Организация здоровьесберегающего пространства в группе раннего возраста ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Степашкина О. В.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39»
Г. Арзамас
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Раннее детство — период интенсивного физического и психофизического развития. В раннем возрасте особенно актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей в период адаптации к детскому саду, так как поступление ребенка в детский сад нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением его активности.
Публикация «Организация здоровьесберегающего пространства в группе раннего возраста ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Рациональное использование и гармоничное сочетание здоровьесберегающих технологий и организации здоровьесберегающего пространства в работе с детьми раннего возраста способствует уменьшению заболеваемости дошкольников. Здоровьесберегающая среда, по мнению М. В. Меличевой, содержит две подструктуры: пространство и деятельность. Поэтому здоровьесберегающее пространство в моей группе раннего возраста организовано с учетом обеспечения требуемых санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности детей (рациональность режима дня, соблюдение норм освещенности, воздушного режима, графика проветривания, правильного подбора мебели, составление расписания занятий с учетом психофизических и возрастных особенностей и др.); пространство группового помещения реализует потребность ребенка в движении и способствует двигательной активности.
Здоровьесберегающее образовательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства, формирование предпосылок здорового образа жизни у детей от года до 3 лет осуществляется в следующих направлениях: привитие культурно-гигиенических навыков, спортивное направление; работа с родителями.
Организация активного взаимодействия педагога и младшего дошкольника требует целесообразной организации развивающей среды в группе. Поэтому я тщательно подошла к созданию такой среды, которая призвана обеспечить личностно–ориентированные отношения с моими воспитанниками. Здоровьесберегающее пространство способствует профилактике различного рода негативных проявлений, успешной адаптации детей в ДОУ, обеспечивает творческую атмосферу для участников образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть удобной, целесообразной предоставлять ребёнку свободу, настраивать на эмоциональный лад, оказывать влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение, создавать образ того или иного процесса, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.
Первый шаг в проектировании среды – определение расположения развивающих центров в группе. Важно, чтобы они строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Все это способствует эмоциональному благополучию детей раннего возраста, создает у них чувство уверенности в себе, защищенности, делает их истинными хозяевами детского сада и помощниками взрослых. Для того, чтобы развивающая предметно-пространственная среда побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся, т. е. быть мобильной. Все имеющиеся в группе пособия и материалы всегда находятся в распоряжении детей и обновляются. В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда организована по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы девочек и мальчиков.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. В работе воспитателя уделяется большое внимание развитию у детей основ личной гигиены. Очень важно правильно организовывать работу по обучению навыкам самообслуживания. С этой целью я организую дидактические и развивающие игры, создаю игровые ситуации, в которых действия по самообслуживанию дети выполняют с радостью и интересом, а это залог успеха.
Двигательный режим должен обеспечиваться комплексным использованием всех форм двигательной деятельности: утренней и дыхательной гимнастик, гимнастики после сна, физкультминуток, подвижных и спортивных игр, индивидуальной работы, самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке и в свободной игровой деятельности, спортивных праздников и развлечений. Для этого в группе мною создан спортивный уголок, в котором имеются мячи разных форм и фактуры, обручи, мешочками с песком, кольцебросы, атрибуты для подлезания, гимнастическая скамейка, ребристая доска, следы, тренажёры для дыхательных упражнений, флажки, ленточки, султанчики, юла, каталки, массажёры для рук и ног, погремушки, скакалки и т. д. Для организации подвижных игр используются полумаски и медальоны с изображением различных животных и сказочных героев.
Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года. В основном, это воздушные и водные процедуры (умывание прохладной водой, хождение босиком и по дорожке здоровья, гимнастика после сна, воздушные ванны после сна, обтирание).
Большое внимание в группе уделяю использованию дорожек здоровья. Использую их на занятиях по физическому воспитанию и во время проведения бодрящей гимнастики после дневного сна. Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребёнка, как профилактика плоскостопия у детей.
Для детей раннего возраста характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты и желание свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой. Для этого в зоне двигательной активности находятся предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и т. д., а также для свободной двигательной активности установлена горка.
Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость. Для снятия эмоциональной напряжённости и стресса в период адаптации в группе я организовала уголок уединения, главное назначение которого – обеспечение психического и социального благополучия ребёнка.
Рядом с этим уголком я расположила «сухой бассейн», который оказывает многостороннее влияние на организм ребенка : нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психоэмоциональный фон.
Реализовывать задачи здоровьесбережения помогает и театральный уголок. Цели его создания не только развивающие, но и здоровьесберегающие : обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Пальчиковый театр используется для развития мелкой моторики, развивает ловкость и подвижность пальцев.
Центр «Песок-вода» я тоже использую не только в развивающих целях. Песочнотерапия является одной из форм такой здоровьесберегающей технологии, как арт-терапиия, от других форм этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. А игры с водой у детей всегда вызывают положительные эмоции.
Уголок сюжетно-ролевых игр расположен так, чтобы дети могли самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для игр. В уголке посредством организации проблемно-игровых ситуаций у детей формируются знания в области здоровья и гигиены.
Дидактический стол используем для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей и мелкой моторики. В этой зоне расположены игры – шнуровки, которые не только тренируют пальцы рук, но и помогают координировать движения малыша, концентрируют его внимание, развивают ловкость и аккуратность, что необходимо ребёнку для проявления самостоятельности в обыденной жизни. Наполняемость дидактического стола периодически меняю. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха.
Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. В приёмной группы оформлен уголок “Для родителей», в котором я оформила папки - передвижки: «Физкультура для малышей», «Советы доктора Айболита»; информационные стенды и брошюры, а также создала копилку народных рецептов по профилактике детских болезней «Бабушкины рецепты».
Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий способствуют повышению двигательной активности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Список литературы:
1. Болгина Т. Л. Охрана здоровья детей дошкольных учреждениях – М. : Мозаика – Синтез.
2. Журнал дошкольное воспитание №5 / 2004; №11 / 2004; №10 / 2005; №3 / 2006; №11 / 2007 г.
3. Журнал дошкольная педагогика №6 / 2005; №3 / 2006; №7 / 2007; №1 / 2008 г.
4. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми – М. : Медицина, 1989.
5. Крупенчук О. И. «Ладушки» : Пальчиковые игры для малышей. Спб. : Издательский Дом «Литера», 2006 г.
6. Журнал обруч №1 / 2004; №3 / 2006; №2 / 2008.
7. Яковлева Л. В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет– М. : Гуманит изд. Центр ВЛОДОС, 2003 г.