Ирина Щепетинникова
Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует ответственного отношения специалистов.
В нем должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей, условия для занятий и эмоционального благополучия воспитанников. Немаловажные детали - пастельные тона стен, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки, интересные игрушки. Обычно, логопедический кабинет представляет собой помещение площадью не менее 10 кв. м. На одной из стен должно быть прикреплено большое зеркало, скрывающееся за занавесками, желательно, с веселой тканевой аппликацией. Во время занятий под зеркалом располагаются картотеки предметных и сюжетных картинок, речевого материала (уточнение звукопроизношения в звукоподражаниях, произношение гласных и согласных раннего онтогенеза, рядом с зеркалом – стульчики. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям перед зеркалом, в кабинете есть набор игрушек. Пол логопедического кабинета должен быть покрыт ковром, так как дыхательные упражнения рекомендуется начинать из положения лежа, на ковре можно проводить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки.
Публикация «Консультация „Организация развивающего пространства логопедического кабинета“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Для занятий с подгруппой детей в логопедическом кабинете предусмотрены детские стульчики и столики. Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах. На открытых полках - сменный материал по разным разделам всегда доступен детям. По мере изучения каждой новой лексической темы должен обновляться материал, что позволяет сделать среду кабинета постоянно развивающейся и динамичной. Возможность самостоятельной деятельности детей и свободу выбора определяет размещение на стенах кабинета магнитной доски, наборного полотна, коврографа, на которых малыши могут рисовать, складывать разрезные картинки или плоские сборные игрушки. В кабинете создана сенсорная зона, включающая в себя игрушки и пособия на развитие слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете, форме предметов, уголок для развития моторной сферы. Учитывая гендерный подход, создают отдельные уголки для мальчиков и девочек с развивающими играми и игрушками. При организации места для свободной деятельности учитывают особенности развития детей, не перегружая уголки оборудованием. Также в логопедическом кабинете в специальных папках, коробках хранится сменный материал по всем лексическим темам планирования. Обычно имеются: крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры и пособия для уточнения и расширения словаря, формирования и совершенствования грамматического строя речи, фонетико-фонематических представлений, связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций. В кабинете -наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания знакомых сказок. На отдельных стендах помещены график и расписание работы, список детей по подгруппам, советы и методические рекомендации родителям.
Оборудование и оснащение логопедического кабинета должно соответствовать требованиям СанПиН, ОТ, ПБ, предполагает обязательное наличие паспорта логопедического кабинета.
Рассмотрим микрозоны логопедического кабинета.
Центр сенсорного развития.
Цель: совершенствование восприятия детей, умения активно использовать зрение, слух, осязание; развитие слухового восприятия и внимания, зрительного внимания и восприятия, цветовосприятия, цветоразличения, тактильных ощущений.
Центр моторного и конструктивного развития.
Цель: развитие крупной, ручной, пальцевой, мимической и артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, цветовосприятия и цветоразличения.
Центр речевого и креативного развития.
Цель: Формирование, уточнение и активизация словаря по изученным темам, развитие коммуникативных навыков, формирование диалогической речи, направленной воздушной струи, развитие произносительных навыков, фонематических представлений, уточнение произношения гласных и простых согласных звуков, совершенствование звукослоговой структуры слова, грамматического строя речи.
Центр игр и игрушек для девочек.
Цель: Формирование образа Я, осознания себя как девочки; развитие в игровой деятельности, развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Оборудование: две куклы среднего размера и комплекты одежды для них, коляска среднего размера, тряпичная кукла с заплетающимися косичками, кукла-игркшка на пуговицах, разрезные картинки и пазлы с изображением кукол, игра «Мамина помощница»
Центр игр и игрушек для мальчиков
Цель: Формирование образа Я, осознания себя как мальчика; развитие в игровой деятельности, развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Оборудование: деревянные, пластмассовые и металлические картинки средних размеров, конструктор «Лего» среднего размера, разрезные картинки из 2-4 частей с изображениями машин, простые крупные пазлы с изображением машин, игра «Маленький слесарь».
Таким образом,организация развивающей предметно–пространственной среды логопедического кабинета, равно, как и всей группы компенсирующей направленности, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее качественно развивать индивидуальные возможности каждого ребёнка, с учетом состояния его здоровья, уровня речевого развития, особенностей, склонностей, интересов и возможностей.