Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности»

Луиза Иванова
Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что самостоятельность формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения разными видами деятельности.

Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребёнок – это прежде всего ребёнок, который в результате опыта успешной деятельности чувствует себя уверенно.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности“» размещена в разделах

Мы, педагоги старшей комбинированной группы «Радуга», решили проследить за развитием самостоятельности детей в игровой деятельности. Для выявления уровня сформированности самостоятельности воспользовались дидактическими играми, разработанными З. А. Михайловой, Б. Н. Никитиным. Анализ полученных результатов дал возможность выяснить, что многие дети проявляют внимание и интерес к деятельности; задания выполняют правильно, без практической помощи взрослого, но с наводящими вопросами; проявлений инициативы, творчестава не наблюдалось.

Дальнейшая работа строилась на основе полученных данных и состояла в формировании нового для детей деятельности – самостоятельной познавательно-игровой. Её содержанием стали разнообразные математические игры и задачи, требующие нестандартного пути решения: головоломки, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей («Сложи квадрат», «Дроби», воссоздание силуэтов («Танграм», «Пифагор») и др.

В группе создали необходимые условия для самостоятельной деятельности детей. Организовали игротеку (уголок занимательной математики, где подобраны игры различной степени сложности: игры на перестановку фигур, на нахождение пути следования, признаков сходства и отличия, на составление целого из частей («Сложи квадрат», «Дроби», на воссоздание фигур силуэтов («Танграм», «Пифагор», палочки Х. Кюизенера, логические блоки Дьенеша, игра «Сложи узор». В свободном использовании у детей - дидактические игры, счетные палочки, магнитные доски, фланелеграф с наборами фигур, цифры, ребусы, кроссворды.

Вначале дети осваивали простейшие игры математического содержания. Мы уделяли внимание развитию целенаправленного восприятия, проявлениям элементарной самостоятельности : выбрать игру по интересам, решить игровую задачу, выделенную взрослым или самим ребёнком.

Мы познакомили детей с игрой «Танграм», а несколько позже и с «Головоломкой Пифагора». Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, составляли из двух-трёх элементов новые геометрические фигуры, составляли силуэты по расчленённым образцам. Мы приучали детей к определё нной последовательности действий: внимательно рассмотреть образец, рассказать о строении предмета, который надо получить, поставить перед собой цель (что надо сделать, спланировать последовательность и характер действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно ли я сделал).

Первичное ознакомление с «цветными числами» Х. Кюизенера проходило на занятиях. Дети с интересом рассматривали игру, сравнивали палочки по размеру. С удовольствием выкладывали цветные коврики, составляли лесенку, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Данная игра развивает мелкую моторику рук, процессы анализа и синтеза, а также способствует более яркому проявлению воображения. В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и активность, самостоятельность.

В своей работе мы использовали различные приёмы повышения интереса детей к играм математического содержания. Игровые ситуации «Научи Незнайку», «Помоги Буратино найти ошибку», стимулировали самостоятельную деятельность детей. Также предлагали детям поиграть, отгадать, найти выход из лабиринта; поощряли проявление самостоятельности.

В содержание занятий прежде всего включали те игры, в которые дети не могут играть самостоятельно. К ним относятся игры на выявление закономерности следования («Продолжи ряд», на группировку фигур и предметов (Наведи порядок», «Каждой вещи своё место», на нахождение отличительных признаков и др. Как в самостоятельной, так и в деятельности детей на занятиях основное внимание обращали на постепенное усложнений умений, которыми овладевали дети. Это обеспечивало переход от исполнительских действий к самостоятельным (инициативным и творческим).

В дальнейшем дети познакомились с играми «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Сложи узор»; учились находить недостающие фигуры, выделять закономерности построения рядов, группировать фигуры по свойствам, составлять разнообразные фигуры из палочек.

Постепенно инициатива в играх перешла к детям. Они перестали обращаться к воспитателю за помощью, увлечённо ищут варианты решения задач, добиваются положительного результата. В соответствии с возросшей самостоятельностью дошкольников практическая помощь взрослого уступила место совету, поощрению, обращению к опыту ребёнка. В результате появились разнообразные формы организации самостоятельной детской деятельности : индивидуальная, по группам (по интересам).

Подводя итоги работы за год, можно сказать, что самостоятельность успешно формируется в игровой деятельности детей, средством организации которой являются разнообразные математические игры.

Публикации по теме:

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у старших дошкольников Уважаемые педагоги! Представляю Вашему вниманию опыт работы на тему «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего.

«Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах посредством игровой деятельности» Тема моего проекта «Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах через игровую деятельность»..

Формирование мотивационной готовности к школе старших дошкольников в совместной деятельности педагога и ребёнка Игры, направленные на формирование мотивационного компонента школьной зрелости, представляют собой первый шаг на пути развития познавательных.

Формирование основ здорового образа жизни старших дошкольников, элемент режим дня, посредством проектной деятельности Старший дошкольный возраст является определяющим этапом, как в становлении жизни, так и в формировании основ здорового образа жизни. В этом.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все.

Формирование положительных взаимоотношений у детей раннего возраста в самостоятельной игровой деятельностиФормирование положительных взаимоотношений у детей раннего возраста в самостоятельной игровой деятельности Успех в решении данной проблемы напрямую зависит от заинтересованного, активного и компетентного участия родителей. Возможность такого сотрудничества.

Формирование умение спорить у старших дошкольников Аннотация: В статье раскрываются направления работы с детьми старшего дошкольного возраста на формирование понятия спор. Авторы раскрывают.

Перспективный план работы «Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами исследовательской деятельности» Цель. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим их объектам природы; экологического мышления, способного осознавать.

Проект «Формирование навыков соблюдения правил дорожного движения у старших дошкольников посредством игровой деятельности» Проблема Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики,.

Формирование у старших дошкольников основ музыкальной культуры посредством проектной деятельности В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2014 года № 273-ФЗ говорится о том, что дошкольное образование должно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности»
Опубликовано: 3 октября 2015 в 20:42
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Луиза Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД