Луиза Иванова
Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что самостоятельность формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения разными видами деятельности.
Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребёнок – это прежде всего ребёнок, который в результате опыта успешной деятельности чувствует себя уверенно.
Темочки:
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Мы, педагоги старшей комбинированной группы «Радуга», решили проследить за развитием самостоятельности детей в игровой деятельности. Для выявления уровня сформированности самостоятельности воспользовались дидактическими играми, разработанными З. А. Михайловой, Б. Н. Никитиным. Анализ полученных результатов дал возможность выяснить, что многие дети проявляют внимание и интерес к деятельности; задания выполняют правильно, без практической помощи взрослого, но с наводящими вопросами; проявлений инициативы, творчестава не наблюдалось.
Дальнейшая работа строилась на основе полученных данных и состояла в формировании нового для детей деятельности – самостоятельной познавательно-игровой. Её содержанием стали разнообразные математические игры и задачи, требующие нестандартного пути решения: головоломки, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей («Сложи квадрат», «Дроби», воссоздание силуэтов («Танграм», «Пифагор») и др.
В группе создали необходимые условия для самостоятельной деятельности детей. Организовали игротеку (уголок занимательной математики, где подобраны игры различной степени сложности: игры на перестановку фигур, на нахождение пути следования, признаков сходства и отличия, на составление целого из частей («Сложи квадрат», «Дроби», на воссоздание фигур силуэтов («Танграм», «Пифагор», палочки Х. Кюизенера, логические блоки Дьенеша, игра «Сложи узор». В свободном использовании у детей - дидактические игры, счетные палочки, магнитные доски, фланелеграф с наборами фигур, цифры, ребусы, кроссворды.
Вначале дети осваивали простейшие игры математического содержания. Мы уделяли внимание развитию целенаправленного восприятия, проявлениям элементарной самостоятельности : выбрать игру по интересам, решить игровую задачу, выделенную взрослым или самим ребёнком.
Мы познакомили детей с игрой «Танграм», а несколько позже и с «Головоломкой Пифагора». Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, составляли из двух-трёх элементов новые геометрические фигуры, составляли силуэты по расчленённым образцам. Мы приучали детей к определё нной последовательности действий: внимательно рассмотреть образец, рассказать о строении предмета, который надо получить, поставить перед собой цель (что надо сделать, спланировать последовательность и характер действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно ли я сделал).
Первичное ознакомление с «цветными числами» Х. Кюизенера проходило на занятиях. Дети с интересом рассматривали игру, сравнивали палочки по размеру. С удовольствием выкладывали цветные коврики, составляли лесенку, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Данная игра развивает мелкую моторику рук, процессы анализа и синтеза, а также способствует более яркому проявлению воображения. В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и активность, самостоятельность.
В своей работе мы использовали различные приёмы повышения интереса детей к играм математического содержания. Игровые ситуации «Научи Незнайку», «Помоги Буратино найти ошибку», стимулировали самостоятельную деятельность детей. Также предлагали детям поиграть, отгадать, найти выход из лабиринта; поощряли проявление самостоятельности.
В содержание занятий прежде всего включали те игры, в которые дети не могут играть самостоятельно. К ним относятся игры на выявление закономерности следования («Продолжи ряд», на группировку фигур и предметов (Наведи порядок», «Каждой вещи своё место», на нахождение отличительных признаков и др. Как в самостоятельной, так и в деятельности детей на занятиях основное внимание обращали на постепенное усложнений умений, которыми овладевали дети. Это обеспечивало переход от исполнительских действий к самостоятельным (инициативным и творческим).
В дальнейшем дети познакомились с играми «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Сложи узор»; учились находить недостающие фигуры, выделять закономерности построения рядов, группировать фигуры по свойствам, составлять разнообразные фигуры из палочек.
Постепенно инициатива в играх перешла к детям. Они перестали обращаться к воспитателю за помощью, увлечённо ищут варианты решения задач, добиваются положительного результата. В соответствии с возросшей самостоятельностью дошкольников практическая помощь взрослого уступила место совету, поощрению, обращению к опыту ребёнка. В результате появились разнообразные формы организации самостоятельной детской деятельности : индивидуальная, по группам (по интересам).
Подводя итоги работы за год, можно сказать, что самостоятельность успешно формируется в игровой деятельности детей, средством организации которой являются разнообразные математические игры.