Елена Ошуркова
Конспект поисково-исследовательской деятельности «Вода вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Поисково – исследовательской деятельности
«Вода вокруг нас»
Ошуркова Елена Юрьевна
Цель: Продолжить наблюдение за объектом неживой природы – водой;
Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды;
Научить детей получать знания путем самостоятельного открытия, в
процессе поисков и размышлений; Развивать познавательную
активность, проводить опытно –экспериментальную деятельность под
руководством педагога.
Публикация «Конспект поисково-исследовательской деятельности „Вода вокруг нас“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Материалы и оборудование: Пустые прозрачные пластиковые стаканы по количеству детей; палочки деревянные по две на каждого ребенка, ведерки для воды, шапки – конфедератки для каждого ребенка, песок в стаканчике, сахар в стаканчике, мнемоквадраты, термос для воспитателя с кипятком для опыта с паром, лед в виде кубиков для каждого ребенка, гуашь для опыта, гуашь для творчества, цветная бумага для творчества, пластилин для творчества,
Ход: Дети заходят в группу в сопровождении взрослого где их встречает воспитатель в костюме ученого в мантии и конфедератке.
Воспитатель: Здравствуйте дети! Я рад вас видеть в моей научной
лаборатории. Меня зовут профессор «Знайка». Я знаю все. А
вы тоже хотите все знать и стать великими учеными?
Дети: Да.
Воспитатель: Ах моя седая голова. Конечно же вы хотите все знать раз
пришли в мою лабораторию. Но хочу сразу же предупредить
здесь царят свои правила. Кто знает правила поведения при
экспериментировании?
Дети: Не шуметь, не бегать, аккуратно пользоваться предметами.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вижу вы уже чему то научились в детском
саду. Ну что ж не буду вас задерживать давайте начнем наши
опыты и сегодня мы узнаем много о …. Я вам не скажу так
просто о чем мы сегодня узнаем раз вы хотите стать великими
учеными, то давайте сами догадаемся. Я вам сейчас загадаю
загадку и ответ на загадку и будет нашим сегодня научным
открытием. Договорились?
Дети: Да.
Воспитатель: Я и тучка и туман,
И ручей и океан,
И летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Если дети затрудняются, то показать видео слайд)
Воспитатель: Ребята, а где можно взять нам воду?
Дети: В кране, в чайнике, в реке, и т. д.
Воспитатель: Пойдемте к крану и возьмем для наших опытов воды. Наливаем
в стаканчик. Скажите вода жидкая или твердая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: А как вы это определили?
Дети: Она льется.
Воспитатель: Правильно. Вода из под крана жидкая. А какой еще бывает
вода?
Дети: Твердая как лед.
Воспитатель: А вы уверены что лед это вода. Он ведь больше похож на
стекло. Можно проверить или нет, что лед – это вода?
Дети: Да. Нужно лед подержать в руке и он станет водой.
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмем лед и посмотрим станет он водой
или нет?. А где же нам летом можно взять лед, не на северный
же полюс мы за ним полетим.
Дети: Лед можно взять в морозильной камере в холодильнике.
Воспитатель: А где у нас холодильник?
(подходят в кукольном уголке к холодильнику и достают от туда кубики льда).
Воспитатель: Подержите лед в руке. Он становится водой. Кто скажет
почему лед становится водой.
Дети: Потому что руки теплые, а лед в тепле тает.
Воспитатель: Молодцы, а вода еще бывает как пар. И я вам это сейчас
докажу. Я возьму в кружку кипяток. Смотрите от кипятка идет
пар. Я сейчас я его поймаю на стекло. (закрыть кружку
стеклянной крышкой, через несколько секунд крышку снять и
показать детям, что по крышке стекает вода). Это вода в виде
пара попал на крышку, крышка оказалась холоднее кипятка и
пар охладившись стал снова водой. Ребята мы только что
сделали свое новое научное открытие. Давайте сделаем вывод
по нашему первому открытию и запомним все это в виде
квадратов. (показываются мнемо квадраты с изображением
воды в виде жидкости, в виде льда и в виде пара. Происходит
индивидуальная работа с детьми. Попросить несколько детей
повторить вывод по опыту)
Воспитатель: Ребята у нас в стаканчиках вода в виде чего.
Дети: В виде жидкости
Воспитатель: А скажите какого она цвета?
Дети:…
Воспитатель: А можно сделать чтобы вода окрасилась в какой – нибудь цвет?
Дети: Можно. Надо растворить в ней краску.
(дети берут понравившийся цвет и окрашивают воду)
Воспитатель: Вот мы и сделали второе открытие. Какое скажите.
Дети: Вода принимает цвет краски которая в ней растворена.
Воспитатель: И это открытие можно зашифровать в виде вот такого рисунка (показывается соответствующий мнемоквадрат)
Воспитатель: Как все великие ученые мы немножко устали. Давайте
отвлечемся от наших научных открытий и сделаем небольшую
паузу. Я предлагаю встать со своих мест и поиграем мы вот в
такую игру я буду называть явление природы, а вы должны
догадаться к какому состоянию воды это явление относится и
показать руками. Если пар, то руки вверх. Если жидкое, то
руки вперед делать волны. Если твердое, то топаем ногам.
Понятны условия. Давайте повторим. (Называется состояние
воды дети выполняют). Ну что ж давайте начнем: туман,
облако – пар; снег, град, снежинки – твердое; река, дождь,
капельки – жидкое. (Можно усложнить и воспитателю
показывать не правильно, а дети исправляют)
Воспитатель: Отдохнули немножко. Будем дальше совершать научные
открытия?.
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, пройдите к своим столам и опустите в стакан с чистой
водой палочку и в стакан с окрашенной водой палочку. Где
палочку видно, а где не видно?.
Дети: В стакане с чистой водой палочку видно, а в стакане с окрашенной
водой ее не видно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что вода прозрачная.
Воспитатель: Вот мы и сделали еще одно научное открытие. Вода чистая
прозрачная. Давайте это открытие отметим вот таким рисунком (выставляется следующий мнемоквадрат).
Воспитатель: Ребята у вас на столе есть вазочка с песком простым и с
сахаром. Возьмите ложечку песка и растворите его в воде (дети выполняют)
Воспитатель: Что произошло с песком в воде?
Дети: Он не растворился.
Воспитатель: А теперь возьмите сахар ложечку и так же растворите его в
воде. (выполняют)
Воспитатель: Что сейчас произошло?.
Дети: Сахар растворился.
Воспитатель: Конечно же, вот мы и сделали очередное открытие. Кто может
его нам сказать?.
Дети: Что то в воде растворяется, а что то нет.
Воспитатель: Правильно не растворившийся песок делает воду какой?
Дети: Грязной.
Воспитатель: Это научное открытие где мы можем увидеть?
Дети: Когда в чай кладем сахар он становиться сладким. Грязную воду
нельзя пить.
Воспитатель: Ребята мы с вами сделали столько научных открытий. Давайте
их все повторим. (дети повторяют используя мнемотаблицы).
Скажите мои юные ученые мы вот с вами столько узнали про
воду. А как человек использует воду?
Дети: Человек моется водой, поливает цветы, пьет, варит на воде, и т. д.
Воспитатель: Мы с вами столько узнали о воде. Я хочу вам предложить на память себе сделать маленькую капельку воды. Пройдите к нашему уголку творчества выберите себе капельку и материал каким бы вы хотели ее украсить и приступаем к работе. (на столе лежат капельки из картона, цветные карандаши, гуашь, квадраты для «торцевания», голубая бумага, пластилин. Какие замечательные у вас получились капельки, а вы стали настоящими учеными. Я вас буду еще ждать в моей научной лаборатории. А сейчас я вынужден с вами попрощаться. До свидание, ребята! До новых встреч.