Евлампиева Наталья Валерьевна
Перспективный план работы «Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим их объектам природы; экологического мышления, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи.
1)формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе);
2)развивать у детей познавательный интерес к миру природы;
Публикация «Перспективный план работы „Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
3)формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения для природы и для самого ребенка;
4)воспитать у ребенка гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; развивать чувства эмпатии к объектам природы;
Сентябрь.
1) Тема:«Росток»
Цель:Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
Методы и приемы:Приготовление почвы,посадка семечки и наблюдение за ростком подсолнечника
2) Тема:«Песок»
Цель:Рассмотреть форму песчинок, зарисовать форму песчинок в Дневнике наблюдений
Методы и приемы:Пересыпание песка в руках, рассматривание песчинок через лупу, зарисовывание увиденных песчинок
Октябрь.
1) Тема:«Рассеянный песок»
Цель:Установить свойства рассеянного песка-рассеяный песок заметно плотнее набросанного
Методы и приемы:Отпечатка предметов на рассеянном песке и на набросанном, сравнение следа от предметов
2) Тема:«Мокрый песок»
Цель:Познакомить детей со свойствами мокрого песка-не сыпится струйкой,принимает нужную форму пока не высохнет
Методы и приемы:Взять мокрый песок в ладони,попробывать сыпать струйкой. Наполнить формочки мокрым песком перевернуть
3) Тема:«Свойства воды»
Цель:Познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха,вкуса,цвета).
Методы и приемы:Наливание воды в различнве сосуды-вода принимает фрму сосуда. Пробывание воды на вкус-обычную и сдобавлением соли/сахара. Пробвание воды на запах. Эксперементирование с цветом-вода принимает цвет того вещества, кторое в нее добавили
4) Тема:«Водопроницаемость песка и глины»
Цель:Показать детям водопроницаемость песка и глины. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.
Методы и приемы:Наливание воды в банки с песком и глиной,наблюдение за водой
Ноябрь.
1) Тема:«Испарение»
Цель:Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое
Методы и приемы:Налить кипяток в сосуд с крышкой, пронаблюдать как пар оседает на крышке, а при охлаждении опять превращается в воду
2) Тема:«Агрегатные состояния воды»
Цель:Доказать, что состояния воды зависит от температуры воздуха и находится в 3 состояниях:жидком-вода;твердом-снег,лед;газообразном-пар
Методы и приемы:1 блюдечко ставим на улицу на ночь-вода замерзнет, другое оставляем в группе на несколько дней-вода испарится
3) Тема:«Свойства воздуха»
Цель:Познакомить детей со свойствами воздуха-воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имее собственного запаха.
Методы и приемы:Экспериментирование с различными запахами
4) Тема:«Воздух сжимается»
Цель:Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха-при нагреваниивоздух расширяется, а при охлаждении-сжимается.
Методы и приемы:На охлажденную пластиковую бутылку одеть ненадутый шарик, бутлку поставтьь в миску с горяей водой-шарик надуется-воздух при нагревании расширяется.
Декабрь.
1) Тема:«Вода при замерзании расширяется»
Цель:Выяснить как снег
Сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
Методы и приемы:Экспериментирование,
на улице 1 бутылку с водой закапать в снег, другую оставить не закопанной. В снегу вода не замерзает-снег сохраняет тепло, а на поверхности превратилась в лед.
2) Тема:«Зависимость таяния снега от температуры»
Цель:Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег
Методы и приемы:Слепить снежки на улице,занести снежки в группу-сравнить. Поставить блюдца со снегом на окно и под батарею-чем выше температура тем быстрее таеи снег и изменяет свои свойства.
3) Тема:«Как работает термометр»
Цель:Посмотреть как работает термометр-изменения температуры воздуха приводит к тому, что столбик жидкости,поднимается или опускается, показывая температуру воздуха.
Методы и приемы:Зажать пальцами шарик с жидкостью на термометре. В чашку с водой и льдом поместить конец термометра.
4) Тема:«Есть ли у растений органы дыхания»
Цель:Определить, что все части растения участвуют в дыхании-воздух через лист проходит в стебель-видно выделение пузырьков воздуха в воду.
Методы и приемы:Рассматривание срез стебля через лупу, погружение стебля в воду-наблюдение выделения пузырьков воздуха из стебля.
Январь.
1) Тема:«Нужен ли корешкам воздух»
Цель:Выявить причину потребности растения в рыхлении;доказать, что растение дышит всеми частями.
Методы и приемы:Дети выясняют,почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают сравнивают почву. 3 проростка фасоли погружают в прозрачные емкости с водой. В 1 нагнетают воздух из пульверизатора к корешкам,2 оставляют бех изменения, в 3-на поверхность наливают растительное масло. ( наблюдают:хорошо растете в 1,хуже во 2,в 3-растение гибнет).Зарисовывают результаты в Дневнике наблюдений
2) Тема:«Волшебный снежок»
Цель:Вспомнить свойства воды (испарение). Что останется после испарения воды (кристаллики соли)
Методы и приемы:Соль насыпать в емкость с водой,оставить на несколько дней.
3) Тема:«Куда делись чернила»
Цель:Познакомить со свойствами активированного угля-впитывает частички красителя
Методы и приемы:В стакан с водой капнуть чернилами положить таблетку угля-вода посветлеет
Февраль.
1) Тема:«Что выделяет растение»
Цель:Установить, что растения выделяют кислород. Понять необходимость дыхания для растений
Методы и приемы: Опыт:помещают внутрь высокой прозрачной емкости с крышкой горшочек с растением. Через 2 суток, наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки внесенной в емкость сразу после открытия крышки-растения выделяют кислород.
2) Тема:«На свету и в темноте»
Цель:Определить факторы внешней среды,необходимые для роста и развития растений
Методы и приемы:Закрывают часть лука колпаком из плотного картона,через 7 дней убирают колпак,результаты арисовывают в Дневнике наблюдений
3) Тема:«Кому лучше?»
Цель:Выделить благоприятные условия для роста и развития растений,обосновать зависимость растений от почвы. В почве первый лист появился быстрее, в воде растение слабее.
Методы и приемы:2 черенка герани поместитьь в разные емкости с водой и с землей,наблюдают до появления первого листочка, результаты опыта зарисовывают в дневнике наблюдений
4) Тема:«Где лучше расти?»
Цель:Установить необходимость почвы для жизни растений,влияние качества почвы на рост и развитие,выделить почвы разные по составы
Методы и приемы:Дети сажают 2 одинаковых черенка в разную почву наблюдают 2-3 недели-вывод черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.
Март.
1) Тема:«Лабиринт»
Цель:Установить как растение ищет свет (ростки бледные,искривленные,направленные в одну сторону в поисках света)
Методы и приемы:В коробку поместить клубень, закрывают,ставят в теплое место,открывают коробку после появления ростков картофеля,рассматривают,зарисовывают в дневнике наблюдений. Оставив коробку открытой продолжают наблюдать в течении недели за изменением цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны позеленели)
2) Тема:«Как образуется тень»
Цель:Понять,как образуется тень,ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
Методы и приемы:Показать детям теневой театр,выяснить все ли предметы дают тень. Рассмотреть тень на улице от деревьев,фонарей. Тень появляется,когда есть источник света.
3) Тема:«Что потом
Цель:Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Семечко-расток-взрослое растение-цветок-плод
Методы и приемы:Проращивание семени,посадка рассады на огороде,клумбе, наблюдают за этапами роста, фиксируют изменения в дневнике наблюдений,отражая основные этапы развития растений.
4) Тема:«Как обнаружить воздух»
Цель:Установить,окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
Методы и приемы:Полиэтиленовый мешочек заполнить предметами, другой воздухом-сравнить. Зажечь свечу,подуть на пламя, подержать змейку над свечой-она вращается (теплый воздух)
Апрель.
1) Тема:«Для чего корешки?»
Цель:Доказать, что корешок растения всасывает воду;уточнить функцию корней растений;установить взаимосвязь строения и функций растения
Методы и приемы: Опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды,плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Отмечают уровень воды через несколько дней-корни черенка всасывают воду.
2) Тема:«Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель:Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения,установить взаимосвязь строения и функции
Методы и приемы:В емкость с водой и красителем помещают черешок бальзамина. Наблюдают в течении нескольких дней, черешок окрасится в другой цвет. Зарисовывают результат эксперимента.
3) Тема:«Животворное свойство воды»
Цель:Показать важное свойство воды-давать жизнь живому
Методы и приемы:Наблюдение за срезанными и поставленными в воду веточкамии вербы-распускаются почки, дают карешки. Зарисовка в Дневнике наблюдений.
4) Тема:«Как устроены перья у птиц»
Цель:Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме
Методы и приемы:Рассматривание перьев, подбрасывание в воздух,намочить перо.
Май.
1) Тема:«Магнит»
Цель: Выявить свойства магнита:прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.
Методы и приемы:Насыпать на лист картона мелкие предметы, внизу листа поднести магнит.
2) Тема:«Солнечные зайчики»
Цель:Познакомить с происхождением солнечных зайчиков,их движением,предметами,от которых они отражаются;развивать смекалку,любознательность.
Методы и приемы:В солнечную погоду показать происхождение солнечных зайчиков,используя зеркальце,баночку с водой, металлическую пластину
3) Тема:«Радуга в комнате»
Цель:Познакомить детей с природным явлением-радугой.
Методы и приемы:В таз с водой опустить зеркало,когда оно поймает луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене возникнет радуга. Зарисовка в дневнике наблюдений
4) Тема:«Цветы лотоса»
Цель:Дать представления о свойствах бумаги при намокании-становится тяжелее поэтому лепестки распускаются
Методы и приемы:Делаем с детьми цветок лотоса из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются.