Светлана Щербакова
Организация условий для коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста имеющими НОДА
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОПДА) в детском возрасте сопровождается соматическими и психофизиологическими нарушениями. Эта группа детей полиморфна и включает различные заболевания суставов, позвоночника, мышц, нервов. Наибольшую группу составляют дети с повреждением центральной и периферической нервной системы.
Публикация «Организация условий для коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста имеющими Нода» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2019
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации детей к дошкольной организации. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции [ Левченко, 84].
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются :
• развитие игровой деятельности;
• развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
• расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
• развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
• развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
• формирование математических представлений;
• развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
• воспитание навыков самообслуживания и гигиены;
• подготовка к школе [Левченко, 87].
Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы. Результаты динамического изучения детей необходимо периодически обсуждать и анализировать всем педагогическим коллективом.
Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели распределяют между собой обязанности по проведению следующих коррекционных занятий :
• изобразительная деятельность и конструирование,
• развитие предметной и игровой деятельности,
• развитие речи и ознакомление с окружающим,
• трудовое воспитание,
• формирование элементарных математических представлений.
Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед. [Мастрюкова, 49]. Специалист по ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением : семьей и персоналом детского сада. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и логопед, и воспитатель, и специалист ЛФК.
В связи с тем, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, при подготовке детей к школе, следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы (дефектолога, логопеда, специалиста ЛФК, в рамках, которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми.
В специальных ДОО для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательной патологией - необходимое оборудование для передвижения и занятий [левченко, 90].
Детский сад №23, который входит в состав структурных подразделений МАДОУ детский сад «Детство» в 2017 году стал участником федеральной программы «Доступная среда», которая нацелена на развитие инклюзивного образования, создание условий для детей-инвалидов, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и детей с ОВЗ.
В дошкольном учреждении для беспрепятственного входа и выхода в здание детского сада и транспортировки инвалидов колясочников установлен подъемный пандус, с электроприводом. Для вызова персонала в доступном месте установлена специальная кнопка - вызов. Территория входа обложена тактильной плиткой. Расширены дверные проемы и установлены новые двери. Для перемещения внутри детского сада имеется сменная инвалидная коляска, приобретены перекатные пороги, установлены поручни по всему коридору. Полностью отремонтирована группа, туалетная комната, где также установлены поручни, положена новая плитка на пол и стены, установлено новое сантехническое оборудование.
Так же в рамках программы в детском саду оборудована сенсорная комната. Сенсорная комната – это организованное пространство, воздействующее на органы чувств человека : зрение, слух, осязание, обоняние. Необычная обстановка комнаты расширяет границы восприятия и способствует развитию внимания и наблюдательности. На занятиях в сенсорной комнате, дети смогут выполнять специальные упражнения с использованием оборудования (например, трогают ладонями или стопами различные по своей фактуре предметы, «купаются» в сухом бассейне с шариками, прислушиваясь к своим ощущениям). На сенсорных дорожках и специальных панелях для развития тактильной чувствительности разместили предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т. п. Ощупывая их, дети научатся различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий – жесткий и т. п. У детей улучшится зрительно - моторная координация и чувствительность кончиков пальцев, что дает возможность освоения новых ощущений. Оборудование для релаксации: фибероптический душ воздушно-пузырьковые колонны в различном исполнении, световые волокна, панно «Бесконечность» способствует концентрации внимания, развитию визуальных ощущений, обладают успокаивающим эффектом, привлекают внимание детей. Эффект «кривого зеркала» усиливает стимуляцию зрительных ощущений и представлений.
Аппаратно-программный комплекс для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предназначен для облегчения управления компьютером. Специализированная сенсорная клавиатура «Клавинта», специально создана для детей нарушением опорно-двигательного аппарата, которая моментально реагирует на прикосновение пальцев к поверхности клавиатуры и позволяет выполнять задания детям с нарушениями функции мелкой моторики. Вибротактильная доска предназначена для развития сенсорного восприятия. Применяется в целях содействия развитию речи, электродинамический преобразователь передает звуковые волны через тактильное восприятие. Подходит как для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата, так и для детей с нарушением слуха.
Мягкие кресла – трансформеры и мешки позволяют ребенку занять удобное положение во время занятий или релаксации. Их можно свободно перемещать по всему пространству комнаты.
Для проведения занятий приобретены специальные столы, которые предназначены для реабилитации детей с детским церебральным параличом или с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Благодаря широкому диапазону регулировки высоты, столик можно использовать в комплекте с любым стулом, инвалидной коляской и даже стоя, то есть точно подогнать по размерам изделие к ребенку. Наклон столешницы и боковые ограждения создают дополнительные удобства при пользовании столом.
В сложной структуре нарушений у детей с церебральным параличом значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. Изучению речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И. А. Панченко, Е. Ф. Архипова и др.). [ левченко, 41]. Все они сошлись в едином мнении: при ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической. Логопедический тренажер Дельта 142 представляет собой компьютерную приставку и предназначен для использования специально в коррекции нарушений голоса и звукопроизношения, развития речи и обучения грамоте у детей детским церебральным параличом.
Для развитии двигательных функций важное значение имеет использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом, тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж, проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением). Для этих целей имеются двойные массажеры для стоп, которые обеспечивают эффект глубокого "обертывающего" массажа, стимулируют кровообращение, снимают мышечное напряжение. Детский простой педальный тренажер “MINI BIKE” с электродвигателем предназначен для разработки верхних и нижних конечностей. Тренажер используется для вращательных упражнений рук или ног. Педали в этом тренажере крутятся самостоятельно, тем самым заставляя ноги (руки) работать. Данный тренажер предназначен для пассивной реабилитации.
Комплект лабиринтов тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение. Массажные валики, разной конфигурации служат для восстановления чувствительности нервных окончаний. Тактильная змейка с песком оказывает массажный эффект на стопы. Тактильная дорожка из 7 модулей, наполнена различными покрытиями и элементами разработана для развития моторики, тактильных ощущений, координации движения и равновесия.
Тесное взаимодействие специалистов: педагога – психолога, учителя-дефектолога, учителя – логопеда - позволит использовать всё имеющееся оборудование в комплексе, осуществлять интегрированные коррекционно – развивающие занятия не только для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Созданные условия послужат отправной точкой в системе помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата их социальной адаптации и интеграции в современное общество, в общество здоровых людей, превращение их в активных членов этого общества.
Список литературы
1. Детский церебральный паралич [Текст] : Авторы: Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", - 2001, 272 с.
2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько - Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] /И. И. Мамайчук - СПб. : Речь, 2001. - 220 с.
4. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда [Текст] / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова - М. : Просвещение, 1985. - 170 с.
5. Основы специальной психологии [Текст] : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
6. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст] / Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 320 с.