Татьяна Фокина
Организация условий для самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение.
Новый ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет поддержке детской исследовательской активности, игре, общении в контексте детских видах деятельности. В нём прописаны следующие показатели интегративного качества "Любознательный, активный", которые он может приобрести в результате освоения программы:
• интересуется новым, неизвестном в окружающем мире
• задаёт вопросы
• любит экспериментировать
• способен самостоятельно действовать.
Публикация «Организация условий для самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Именно познавательно-исследовательский метод является одним из основных для решения этих задач.
ФГОС дошкольного уровня образования содержит ряд инноваций, как на уровне теории, так и на уровне требований к организации образовательного процесса.
На уровне теории:
1. Отказ от концепции ведущей роли взрослого в пользу средовой педагогики, предполагающей концепции "активного ребёнка" и вклад ребёнка в своё образование.
2. Отказ от концепции "ведущей деятельности", все виды детской активности имеют равное значение — не только игра, но и исследовательская активность.
На уровне процесса:
Возможность выбора ребёнком содержания своей деятельности. Между активностью ребёнка и активностью взрослого выстраивается элемент наблюдения, целью которого является индивидуализация образовательного процесса и оптимизация работы с группой детей. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с те, будучи в не состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.
В связи с этим особый интерес и представляет изучение детского экспериментирования. Все исследователи в той или оной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия. В которых раскрывается содержание данного объекта.
На протяжении всего дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретения знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
В пункте 3.3. 6. федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание познавательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач : развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.)
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Л. С. Выгодской писал: "Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность. "
Исследовательская деятельность, имея в виду активность ребёнка, впрямую направлена на достижение и устройство, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем возрасте, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого диффериенсация восприятия, возникает простейшая категоризация предметов, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования любого нового материала. К старшему дошкольному возрасту исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими познавательными мотивами, основанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире.
Исследовательская деятельность старших дошкольников в естественной форме появляется в виде так называемого — детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как) Одним из самых эффективных путей развития потенциала личности является - исследовательская.
В наиболее полном развёрнутом виде исследовательское обучение предполагает:
Ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить
Предлагает возможные решения
Проверяет решения, исходя из данных
Делает выводы
Делает обобщение
Интересные представления В. В. Кларина об уровнях исследовательской деятельности зарубежных дидактов, они предлагают:
1. Ставится проблема, методы её решения (решение и поиск дети осуществляют самостоятельно).
2. Педагог ставит проблему, но метод решения ищет ребёнок сам
3. Постановка проблемы и её решение осуществляется самостоятельно ребёнком.
2. Структура исследовательской работы детей старшего дошкольного возраста.
Как и любая деятельность — исследовательская имеет свою структуру:
Цель: Развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораториях", условиях, как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
• Развитие мыслительных процессов
• Развитие мыслительных операций
• Освоения метода познания
• Развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание:
Информация об объектах и явлениях.
Мотив:
Познавательная потребность, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс: Что это? Что такое? В старший дошкольный возраст : "Узнать-научиться — познать".
Средства:
Язык, речь, поиск действия.
Формы:
• Элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия :
• Постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности.
Результат:
• Опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, новообразования.
В процессе исследований ребё нок отвечает на вопросы: Как я делаю? Почему я это делаю? Зачем? Что хочу узнать?
3. Особенности организации исследовательской деятельности старших дошкольников.
При правильной организации работы у старших дошкольников формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит уже полностью к детям, а педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждёт, когда ребёнок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Возрастает роль заданий по прогнозированию результатов.
Эти задания бывают двух типов: прогнозированные последствий прогнозирование поведения объектов. При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.
Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы фиксации натуральных объектов. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развёрнутый рассказ об увиденном.
Начинается вводиться длительный эксперимент, в процессе которого устанавливается общие закономерности явлений и процессов.
Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет усваивать приём классификации.
Возросшие сложности экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности. У самых старших дошкольников (подготовительная к школе группа) проведение экспериментов является нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Если дети сами задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдению правил безопасности.
В этом возрасте доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы. Если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а так же давать яркие, красочные описания увиденного. Со старшими дошкольниками можно начать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования.
Решение задач осуществляется в двух вариантах:
1. Дети проводят исследование, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания.
2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
На сегодняшний момент особую важность приобретают технологии взаимодействия педагога с детьми.
Исследовательская технология строится на основе деятельного подхода, когда ребёнок получает новые знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе практической деятельности.
Существует классификация детского экспериментирования:
По характеру объектов, используемых в экспериментировании: опыты: с растениями, животными, с объектами неживой природы.
По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке.
По причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребёнка.
По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические и систематические.
По продолжительности: кратковременные (5–15 минут) длительные (свыше 15 минут)
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом, однократные, многократные, циклические.
По количеству детей : индивидуальные, групповые, коллективные.
По месту в цикле: первичные, повторение, заключение, итог.
По способу применения: демонстрационные, фронтальные.
4. Методика организации исследовательской деятельности.
В соответствии с основами общеобразовательной программы "От рождения до школы" воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми.
Важным условием постановки задач является - создание проблемной ситуации. Эта ситуация возникает тогда, когда дети не могут решить её сразу.
Самостоятельная работа в такой ситуации носит проблемный характер, учитывается жизненная значимость, интерес к поставленной проблеме. Часть данных дети должны обязательно отыскать сами, а незнание — частичное, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения, рассуждения.
Цель исследовательского обучения : развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей. В соответствии с целью отсюда вытекают задачи:
1. Организовать предметно-развивающую среду.
2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
3. Развивать умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности детей.
Появилась необходимость увеличения доли исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок мог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. И познавательные задачи должны предъявляться детям в определённой последовательности- от простых к более сложным.
В процессе организации деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установления аналогий. В процессе обучения исследовательской деятельности происходит переход от принятия познавательных задач к самостоятельной постановке и решению.
Технология по исследовательской деятельности заключается в особенной организации совместной деятельности взрослого и ребёнка. Опираясь на любознательность детей, нужно проводить занятия в форме познавательной деятельности взрослого и ребёнка, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнёрская позиция воспитателя, которая сопутствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать что то делать не боясь, что получится не правильно. Вызывает стремление к достижению, благоприятному эмоциональному комфорту. Партнёр - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Учитывая общие задачи программы, интересы и потребности в познании детей, ставим перед собой цели:
• Развивать познавательную инициативу ребёнка (любознательность)
• Освоить основополагаемые культурные формы упорядочения опыта: причинно-следственные, родовые, пространственные и временные отношения.
• Перевести ребёнка от систематизации опыта на уровне практических действий к уровню символического действия.
• Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ-рассуждение) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений
• Расширить кругозор посредством выведения за пределы непосредственного практического опыта в более широкую и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений.
Примерная структура занятия-исследования :
• Постановка исследовательской задачи (привлекательный организационный момент)
• Уточнение правил безопасности
• План исследования (обсуждение идей, предположений)
• Выбор оборудования, размещение
• Распределение детей на подгруппы, выбор командира
• Выполнение исследования
• Анализ и обобщение результатов эксперимента
Использую следующие формы организации исследовательской деятельности :
• Совместная (наблюдения, проекты, экспериментирование)
• Совместно-групповая (познавательно –исследовательское, учебная деятельность)
• Индивидуальная (исследование)
А также: занятия-эксперименты, работа в мини – лабораториях, организация мини-музея, мини-конференции, просмотр кинофильмов и мультфильмов, презентация проектов, издательская деятельность (выпуск газет, создание буклетов)
В процессе исследовательской работы :
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со стороной обитания.
Развивается речь ребёнка
Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.
Формируется самостоятельность.
Развивается эмоциональная среда ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
Стимулирование детей к коммуникативности. Работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.
Помогает установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется огромный интерес к расследованиям, экспериментам, опытам. Поэтому к организации исследовательской работы нужно подключать родителей.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования".
2. Иванова А. И. Детское экспериментирование, как метод обучения/Управление ДОУ №4-2004, с. 84-92. /
3. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников /Ребёнок в детском саду № 3,4, 5. 2003.
4. Прохорва Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под редакцией Прохоровой Л. Н. М,2004.
5. Савенков А. И. Развитие исследовательских способностей детей. /Дошкольное образование 2004.
6. Веракса. Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Серия Библиотека. Программа «От рождения до школы»