Ксения Матковская
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало необходимым взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей МАДОУ. Данная система работы педагогов образовательного учреждения определяет успех коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками. Организация работы детей в группе по центрам включает все образовательные области и предполагает в роли участников коррекционно-педагогического процесса воспитателя, учителя-логопеда и воспитанников. Построение коррекционно-развивающего процесса в детском саду с учётом принципа интеграции образовательных областей осуществляется в соответствии с ФГОС.
Публикация «Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования коррекционное воздействие осуществляется через игру. Учитывая то, что игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.
Разнообразные виды деятельности и игровые задания на логопедических занятиях проходят через все образовательные области.
В ходе социально-коммуникативного развития используются психогимнастика; игровые задания и упражнения, способствующие социализации и общению детей. Первостепенное значение для «живого» проведения организованной образовательной деятельности имеет позиция педагога, выступающего в роли «советчика», отказывающегося от роли «судьи», «разъяснителя».
При познавательном развитии рассматриваются предметы, происходит узнавание их и запоминание названий. В ходе беседы дети узнают новое об окружающем мире.
Речевое развитие проходит через обогащение активного словаря; развитие грамматически правильной связной речи при составлении предложений, в самостоятельной речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи при выполнении интонационной разминки и фонетической зарядки.
Художественно-эстетическое развитие происходит в процессе самостоятельной творческой музыкальной деятельности во время игры на музыкальных инструментах в оркестре.
Физическое развитие осуществляется при выполнении артикуляционной и пальчиковой гимнастики, координации речи с движениями при рассказывании стихотворений.
В современной методической литературе широко представлены игры и игровые упражнения в работах многих авторов (И. С. Лопухина «Логопедия, упражнения для развития речи», Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольников со звучащим словом», В. И. Селивёрстов «Игры в логопедической работе с детьми», А. И. Максаков, Г. А. Тумакова «Учите, играя» и другие).
В коррекционно-развивающей работе необходимо использовать приёмы и методы, дающие наибольший эффект для речевого развития детей. Нужно включать большое количество заданий, стимулирующих их речевую активность. С этой целью задания можно выполнять в форме соревнования между подгруппами или отдельными детьми.
Сюжетно-тематическая организация образовательно-воспитательного процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интересу и вниманию, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Положительным моментом может являться то, что задания будут направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Дети не могут воспринимать информацию только на слух, поэтому при обучении дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно. Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей. Все объяснения педагога лучше подкреплять иллюстративным материалом.
В организованной образовательной деятельности нужно стараться поощрять детей находить ошибки в выполненной работе, объяснять и рассматривать варианты их устранения; предлагать проверять правильность выполненного задания у себя, у другого ребёнка и проанализировать. Необходимо применять различные приё мы для поощрения при выполнении заданий: за каждую обнаруженную ошибку дети получают фишку или дополнительное очко.
Организация насыщенной детской деятельности по данной системе даёт возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое, познавательное мышление и речь дошкольников.