Ольга Каминская
Применение техники Sand-art в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в психологическом развитии
▼ Скачать + Заказать документы
«Процесс «игры в песок» высвобождает
заблокированную энергию и активизирует
возможности самоисцеления, заложенные в
человеческой психике».
К. Г. Юнг
Песочная технология — один из психологических, коррекционных и развивающих методов, направленных на разрешение актуальных проблем ребенка с речевыми и (или) интеллектуальными нарушениями в развитии. Ключевыми направлениями коррекционной, развивающей или терапевтической работы, связанными с использованием песка являются: игра в песочнице (sand play); рисование песком (sand-art); а также смешанные мультимодальные техники. Особый практический интерес представляет исторический опыт применения песочных технологий в работе с детьми. Впервые применила песок как психолого-педагогическое средство воздействия еще в 1920–1930-х годах Маргарет Ловенфельд. Разработанная Техника активного воображения Карла Юнга стала базой для авторского метода «Песочной терапии» Доры Калф.
Публикация «Применение техники Sand-art в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в психологическом развитии» размещена в разделах
В 70-е годы XX века появился новый вид искусства с использованием песка, который получил наименование пескография или Sand-art. Использовать песок для создания мультипликации одной из первых стала канадская художница Кэролайн Лиф. Позже венгерский художник Фэренц Чако предложил формат «живого» рисования с одновременной проекцией на экран. Особую актуальность пескография как средство художественного воздействия на детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями получила уже в XXI веке. Sand-play («игры с песком») и Sand-art («рисование песком») одни из главных художественных открытий за последние годы. Наблюдения и опыт многих зарубежных и отечественных исследователей демонстрируют, что перенос игр и упражнений в песочницу повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса. С одной стороны, значительно повышается интерес к занятиям — наблюдается резкое возрастание познавательной активности; а с другой стороны, развитие познавательных процессов происходит более гармонично.
Метод «Sand-art» можно отнести к методу арт-терапии, когда в качестве изобразительного материала используется песок, который наносится на специальную поверхность в виде матового стекла с подсветкой. Эту поверхность называют световым планшетом или арт-песочницей.
Рисование песком – обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, песочные рисунки несут в себе возможность трансформации, помогают осознать эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я».
Также метод "Sand-art" успешно применяется в развивающих и образовательных целях: развитии познавательных процессов, расширении кругозора и общей осведомлённости, развитии мелкой моторики и координации движений, развитии воображения и творческих способностей, обучении основам чтения, письма и рисования. Серьёзный обучающий процесс превращается для детей в увлекательное и захватывающее занятие.
Техники рисования на песке
1. «Точечное» рисование:
«следы» - кончиком указательного пальчика постукиваем по поверхности песка, затем можно чередовать пальчики на правой и левой руке;
«снег» - медленное постукивание, дает расслабляющий эффект;
«вьюга» - быстрое интенсивное постукивание всеми пальчиками обеих рук – активизирует;
«дождик» - дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
2. Рисование линиями:
«ливень» - поочередно кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем сверху вниз линии прямые или наклонные;
«царапки» - поочередно напряженными кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем линии в разных направлениях и различной толщины;
«трава» - пальцы одной руки зажаты в щепотку, затем «щепотка раскрывается» снизу вверх, потом тоже самое другой рукой, а затем одновременно двумя руками;
«забор» - поочередно кончиком пальца одной руки, потом второй руки, затем двумя пальцами одновременно рисуем сверху вниз или снизу вверх прямые линии;
«волна» - поочередно кончиками пальцев одной руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем волнистые линии (при быстром темпе – активизация, при медленном – успокоение, расслабление);
«причесывание» - пальцы превращаются в «гребешок» и, как бы, «причесывают» поверхность песка в различных направлениях, темпе, нажимом;
«зебра» - ребром любого пальчика делаем четкие, ритмичные отпечатки на поверхности песка.
3. Техника «следы» :
«ладошка» - ладонью одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок;
«пяточка» - кулачком одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок.
4. Техника «круги» :
«окружность» - круговым движением указательного пальца прорисовываем окружность на поверхности песка;
«спираль» - круговыми движениями указательного пальца прорисовываем повторяющиеся окружности с увеличением или уменьшением амплитуды;
«озеро» - круговыми движениями руки, сжатой в кулак прорисовываем повторяющиеся окружности, как бы, расчищая поверхность от песка;
«солнце» - песок набираем в щепотку и, подняв руку на определенную высоту (чем выше, тем больше «солнце», начинаем медленно «солить» расчищенную поверхность песочницы.
Способы рисования песком
• Рисование кулаком
• Рисование ладонью
• Рисование ребром большого пальца
• Рисование щепотью
• Рисование мизинцами
• Одновременное использование нескольких пальцев,
• Рисование симметрично двумя руками
• Насыпание из кулачка
• Рисование пальцем
Применение метода в коррекционно-развивающей работе для интеллектуального и познавательного развития детей
Игра с песком может выступать как в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, так и в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Песочный рисунок или игра с песком может применяться в структуре занятия для активизации и стимуляции, а также как элемент работы по коррекции зрительно-пространственных представлений и развитию конструктивной деятельности, двуручного взаимодействия.
Использование метода Sand- art способствует развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, образного мышления, пространственных представлений.
В коррекционно-развивающей работе используются различные приемы: манипуляции с песком (сжать его в кулаке, разжать, насыпать дорожки, засыпать нарисованную форму); рисование песком и на песке; составление узоров на песке и др.
Игры и упражнения с песком.
1. Игра «Необыкновенные следы».
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
2. Игра «Найди отличие».
Цель: развитие зрительной памяти и устойчивости внимания.
Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.
3. Упражнение "Песочный дождик"
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.
Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Использование метода Sand-art при коррекции эмоциональных-личностных нарушений
Коррекционная работа с эмоциональной сферой ребенка может проводиться по нескольким направлениям. Так, например, она может быть связана с коррекцией эмоциональных расстройств ребенка (аутизм, невроз, со снижением эмоционального напряжения, с нейтрализацией страхов и эмоционально-отрицательных переживаний. Песочная анимация подойдет гиперактивным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратит лишнюю энергию и успокаивается.
Что касается эмоциональных расстройств ребенка, то в данном случае эффективность методов коррекции будет зависеть от точности построения типологии симптомов и синдромов нарушения.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей у ребенка, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
1. Упражнение "Змейки"
Цель: снять эмоциональное напряжение
Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.
Змейки на песке играли
Письма не прочесть никак!
И хвостом слова писали,
Как узнать ей о змеятах?
За узором шли петельки
- Что случилось? Где? И как?
Это письма Маме-змейке.
Ты теперь у нас волшебник!
Но пронесся ветерок
Напиши скорей слова,
И засыпал все в песок.
Помоги ты маме-змейке
И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства
2. “Разговор с руками”
Цель: развитие самоконтроля.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложить ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками.
Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, а в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Таким образом, занятия с применением метода Sand art обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.