Наталья Мухамбетова
Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Сказочные чудеса
Аннотация
Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Сказочные чудеса“ для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2019
Данное пособие используется при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности. Пособие оказывает помощь в развитии мыслительных процессов и операций, развитии мелкой моторики рук, развивает детскую инициативу и самостоятельность.
Актуальность
На современном этапе развития образования остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Решению данной проблемы способствуют дидактические игры. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, а следовательно, образовательный процесс по речевому развитию через игры будет привлекательным для детей и более результативным для использования в практике.
Актуальность данного пособия заключается в том, что оно способствует преодолению речевых нарушений дошкольников с помощью дидактических игр. Известно, что активизация различных анализаторов во время игры, ее эмоциональное воздействие на детей помогает в скорейшем решении образовательных и коррекционных задач. Поэтому коррекция логопедических нарушений дошкольников особенно эффективна с использованием игрового дидактического пособия «Сказочные чудеса». Разработка и применение данного пособия обусловлено возрастающим количеством детей, имеющих речевые нарушения и поиском новых путей преодоления стоящих перед детьми трудностей.
Уникальность данного пособия состоит в том, что оно включает в себя целый цикл игр разной тематики, которые находят применение во многих областях образовательной деятельности детей и помогают решать педагогические задачи, а так же достигать поставленной цели.
Цель: повышение мотивации детей к получению знаний; развитие умственных и творческих способностей.
Задачи:
Образовательные:
• учить сравнивать и обобщать;
• знакомить с окружающим миром;
• обогащать словарный запас;
Развивающие:
• развивать пространственные представления;
• развивать мышление путем выполнения логических операций;
• развивать наглядно-образное мышление;
• активизировать речевую активность;
• развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные
• формировать умение работать в паре
• воспитывать умение самостоятельно применять полученные знания и умения.
Новизна пособия заключается в том, что дидактические игры в интеграции с театром, сказкотерапией, сенсорно-тактильным восприятием объединены в одном игровом поле. Применение которого позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка.
Особенностью данного пособия является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает дошкольникам легко и быстро усваивать материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.
Пособие включает в себя целый цикл игр разной тематики, съемные детали позволяют использовать данное пособие в любой тематической неделе, его можно дополнять и видоизменять, что ни в коей мере не «перегрузит» пособие, а лишь сделает его еще функциональнее. Помимо речевых задач, пособие оказывает помощь в развитии мыслительных процессов и операций, развитии мелкой моторики рук, развивает детскую инициативу и самостоятельность.
Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС:
насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
вариативность – наличие разнообразных материалов, игр и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
транспортируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам.
Практическая значимость.
Практическая значимость дидактического пособия заключается в широте его использования. Данное пособие имеет обучающее, развивающее и воспитывающее значение. Пособие уникально тем что, съемные детали позволяют использовать данное пособие в любой тематической неделе, его можно дополнять и видоизменять, что ни в коей мере не «перегрузит» пособие, а лишь сделает его еще функциональнее. Пособие включает в себя целый цикл игр разной тематики, которые можно использовать в различных образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой. Помимо речевых задач, пособие оказывает помощь в развитии мыслительных процессов и операций, развитии мелкой моторики руки, развивает детскую инициативу и самостоятельность.
В перспективе данное пособие может быть использовано как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей среднего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи и дополнится вспомогательный материал новыми играми, развивающими элементами.
Практичность и оригинальность
• является многофункциональным, эстетичным, безопасным, мобильным и легким в использовании пособием;
• дает возможность педагогу работать как индивидуально, так и с малыми группами;
• дает возможность детям играть не только в уже знакомые игры, но и придумывать свои;
• удобно в использовании, его легко можно переносить и размещать там, где это необходимо;
• для хранения много места не надо;
• оказывает релаксационное воздействие на ребёнка.
Характеристика дидактического пособия.
Данное пособие представляет собой игровое поле из 100% хлопка, размером 76 х 144см.
Для увеличения плотности и износостойкости игрового поля, верхняя и нижняя части его основы продублированы клеевой тканью – дублеином. Элементы игры изготовлены из фетра и прикладных материалов (нитки, контактная лента, клеевая паутинка, шнуры, плотная клеенка, а также фурнитуры (молнии, бусы) Фоном служит ткань желтого цвета. В основе дорожек – ткань светло - коричневого цвета.
Очень хорошая идея решения принципа статичности-динамичности – различные элементы крепятся к панно при помощи ленты-липучки.
К пособию прилагается разнообразный дидактический материал : набор геометрических фигур, набор картинок для счета, сравнения величины, ориентировки во времени, картинки с изображением примет времен года, картинки домашних и диких животных, овощей, фруктов, деревьев, зимующих и перелетных птиц, герои сказок.
Заключение.
Игровая направленность помогает повысить эффект процесса обучения и развития ребенка дошкольника. Практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой форме, превращаются в активный запас знаний и практических умений и легко переносятся на другие виды деятельности. Основываясь на опыте использования дидактического пособия можно сказать, что его систематическое использование оказывает большое влияние на развитие речи, подтверждает наличие у детей устойчивой мотивации к активной речевой деятельности. Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, с опорой на зрительный образ и активную предметную деятельность, становится более эффективной.