Елена Истратова
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования коррекционная работа должна быть направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы и социальной адаптации.
Публикация «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы» размещена в разделах
Прежде всего, речь идет об инклюзивном образовании. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде.
Термин «особые образовательные потребности» является достаточно новым в образовании. «Особые образовательные потребности» смещают акцент в характеристике детей с отклонений в их развитии. В центре внимания становятся потребности детей в особых условиях и средствах образования. Это подчеркивает ответственность образовательного учреждения за выявление и реализацию этих потребностей.
Инклюзивное образование следует отличать от интеграции.
Под интеграцией подразумевается частичное нахождение ребенка с особыми образовательными потребностями в группе обычных детей.
Создание инклюзивной образовательной среды, которая способствует включению детей с ОВЗ в социальную жизнь, позволит им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Остальные дети так же учатся понимать и ценить многообразие общества, социальную справедливость, лучше относиться друг к другу.
Большинство российских детей проводят ежедневно от девяти до двенадцати часов в образовательном пространстве – в детском саду. В этот важнейший период их развития они взаимодействуют с педагогами и со сверстниками, постепенно осваивают новые знания и навыки. Для развития дошкольника важным является не просто формальное накапливание знаний, а применение их в конкретных жизненных ситуациях.
Создаваемая в детском саду среда должна давать реальную возможность детям проявлять свою инициативу, становиться самостоятельными и активными участниками совместной деятельности. Общими требованиями к созданию такой предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ являются:
• содержательная насыщенность,
• трансформируемость,
• полифункциональность,
• вариативность,
• доступность,
• безопасность.
«Доступность среды» - это возможность доступа для детей с ОВЗ во все помещения, где осуществляется образовательная деятельность, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает ее соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования.
В ФГОС дошкольного образования подчеркивается необходимость повышения квалификации педагогических работников, а именно – необходимость их профессионального развития и организационно-методического сопровождения, а также консультативной поддержки по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования в случае его организации.
Педагог, работающий в режиме внедрения ФГОС дошкольного образования, должен уметь:
• определить цель и задачи собственной педагогической деятельности,
• оценить имеющиеся у него средства для их достижения,
• отобрать нужное содержание деятельности,
• осознанно и ответственно реализовать отобранное содержание в различных ситуациях деятельности и во взаимоотношениях с другими субъектами образовательного пространства,
• оценить полученные результаты деятельности, то есть он должен обладать проектировочными умениями.
Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС дошкольного образования, является обеспечение вариативности и разнообразия программ и форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Условием реализации данной задачи будет создание педагогами ситуаций взаимодействия ребенка с ОВЗ со взрослым и другими детьми, направленных на развитие мышления, речи, воображения, детского творчества и др. При этом следует ориентироваться на уровень развития ребенка и учитывать зону его ближайшего развития (по Л. С. Выготскому).
Содержание дошкольного образования ребенка с особыми потребностями можно разделить на три больших направления. Все эти направления не являются изолированными друг от друга частями. Они реализуются в пересечении друг с другом.
Первое направление – освоение ребенком образовательных областей, включенных в структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования и реализуемых в детском саду.
Второе направление – коррекция отклонений в развитии ребенка.
Третье направление – деятельность взрослых по формированию отношений между детьми. По мнению некоторых специалистов, данное направление должно быть включено в первое. Однако в практической работе многие специалисты и родители часто увлекаются только индивидуальной работой с детьми, забывая о том, что главным в работе с ребенком является его включение в общество. Поэтому формирование взаимодействия с детьми выделяется в отдельное направление и требует специально организованной работы.
В разработке содержания модулей должны учитываться потребности ребенка в обучении, развитии и физическом совершенствовании, запросы и ожидания родителей.
Адаптация образовательной программы включает изменение программного материала, подбор специальных форм, методов, средств обучения, соответствующего игрового и дидактического оборудования.