Татьяна Мокина
Методические рекомендации «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
[h Тема: «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры» 3][/h3]
Перед педагогом стоят серьезные задачи: воспитать активную, деятельную любовь к природе, расширять знания об охране родной природы. продолжать формирование представлений о изменениях в неживой и живой природе.
Публикация «Методические рекомендации „Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Занятия по ознакомлению с природой проводятся на экскурсии в ближайшем природном окружении, беседы о зимующих и перелетных птицах, о жизни диких животных в лесу и во все времена года, о труде работников сельского хозяйства. На занятиях необходимо дать представления о том, как люди охраняют природу, какую помощь в этом они могут оказать взрослым.
Экскурсии на природу следует планировать в системе. Это даст возможность закрепить знания детей о сезонных явлениях. Педагог должен заранее определить место экскурсии, явления и объекты, на которые следует обратить внимание детей, продумать вопросы к воспитанникам.
В подготовительной к школе группе широко используется такой вид занятий, как беседа, в которой уточняются, закрепляются, систематизируется знания, полученные детьми в ходе экскурсий, наблюдений, во время прогулок, труда на участке и в уголке живой природы. Такие занятие требуют серьезной подготовки. Например, перед беседой о временах года воспитатель организует многократные наблюдения за явлениями, происходящие в неживой природе, в растительном и животном мире, за трудом людей, рассматривает с ними картины, читает произведения художественной литературы, показывает фильмы. Следует тщательно подготовить вопросы, которые будут заданы в ходе беседы, которые заставят детей анализировать, делать выводы, умозаключения. В поисках правильного ответе ребенок вспоминает, что ему читали, рассказывали, что он видел на прогулках и экскурсиях, старается отстоять и доказать свое мнение. В ходе беседы воспитатель может показать картины, иллюстрации, цитировать отрывки из стихотворений, загадывать загадки, приводить пословицы и поговорки, выдержки из дневника наблюдений природы. Иногда беседу целесообразно закончить дидактической игрой.
Природоохранные акции – важная форма экологического воспитания, участниками которых являются не только сотрудники детского сада и дети, но и их родители. Можно использовать такие акции как «Зеленый остров», «Зеленая елочка — живая иголочка» и «Земля — наш дом», которая приурочена к Дню Земли. Акции — это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада.
Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений. Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например, наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д. Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольной организации, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому процесс обучения мы строим таким образом, чтобы основные сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом. Наблюдение – один из основных методов ознакомления с окружающим миром, которые обогащают представления об окружающем мире, способствуют формированию доброжелательного отношения к природе, стимулируют детскую любознательность, учат делать самостоятельные выводы. Так зимой обращали внимание на красоту зимней природы – деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки, наблюдали за прилетающими на участок птицами, подкармливали их. Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. Наблюдение как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Для каждого наблюдения определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми. Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешным оно будет только при условии тщательной подготовки. Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений
Дидактические игры – в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь. Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях и прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Словесные игры – проводятся с целью закрепления знаний. Подвижные игры природоведческого характера – связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут. В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д. В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?». Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе. После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д., в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например, «Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с листьями, имеющимися у растений. В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение. Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы. Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного. Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке ив уголке природы, иногда на занятиях. Но нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должны рассмотреть семена (форму, размер, цвет, перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки). У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков, доливку воды в аквариум и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями. Если всю деятельность детей свести к механическому проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет воспитательно-образовательную ценность. Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое-трое детей средней группы и один или двое старшей и подготовительной к школе групп. Только после этого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка и тем обеспечивает успешное выращивание растений и уход за животными. К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой. Подготавливают участок к выращиванию растений работники детского сада и родители. Они вскапывают землю под огород и цветник, готовят грядки. Дети участвуют в очистке участка и в работах по выращиванию растений. Дети младших групп собирают при уборке участка камешки, щепки и складывают их в кучу, с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в сборе выращенного урожая. Дети средней и старшей групп принимают более активное участие в работе. Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. С помощью воспитателя они сеют крупные семена гороха, фасоли, свеклы, овса, настурции и других растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают прополку, собирают спелые овощи. Детей подготовительной к школе группы привлекают к участию в перекопке земли и разбивке ее комков, к посеву семян, высадке рассады, поливке, рыхлению, прополке растений, сбору урожая, посадке саженцев деревьев. Элементарные опыты – это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в мире природы человек может заметить в непосредственном контакте с ними. Поэтому, важно вызвать интерес у ребёнка к природе. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя. В воспитательно-образовательном процессе детского сада экспериментирование используется как одно из важных средств познания окружающего мира. В процессе проведения опытов дети учатся наблюдать, учатся устанавливать взаимосвязи и самостоятельно делать элементарные выводы. Педагог должен создавать условия для опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Перед тем как начать опыт, необходимо поставить цель и задачи, выбрать материал и оборудование, выдвинуть гипотезу ( ответить на вопрос: «Что получится в результате?»). Важно, чтобы воспитатель выслушал все предположения детей о результатах экспериментирования. Для проведения опытов необходимо, чтобы приборы и материалы были у каждого ребенка. Тогда ребенок сможет увидеть происходящее, установить взаимосвязи и самостоятельно подтвердить выдвинутые предположения. Опыты всегда должны строиться на основе имеющихся у детей представлений. Проводя опыт, воспитатель не должен приносить вред или ущерб растениям и животным.
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут. Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная беседа – используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа – это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы. Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста. Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
О. А. Соломенникова Книга "Ознакомление с природой в детском саду", 6-7 лет Мозаика-Синтез
Л. В. Русскова Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Москва «Просвещение»1986
М. А. Васильева Программа воспитания и обучения в детском саду Москва «Просвещение»1985
Детский сад – эталон экологической культуры (научно-практические рекомендации) / Под ред. д. б. н. Т. В. Потаповой и д. ф. н. Ю. Ю. Галкина