Светлана Таранова
Организация опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста в экологических акциях (проектах)
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир
природы с безграничным богатством явлений, с
неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
В. Сухомлинский
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста в экологических акциях (проектах)» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях.
Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, прогнозирования действий, проведения анализа результатов.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.
Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
В своей работе по экологическому воспитанию я столкнулась с рядом противоречий:
- между фронтальными формами обучения и воспитания детей с индивидуальным темпом познавательной деятельности каждого ребенка.
- между необходимостью дифференциального подхода к обучению, воспитанию, развитию ребенка дошкольного возраста и единообразии содержания типовой программы.
- между методологическими подходами традиционной программы и социальным заказом.
Наши педагогические наблюдения подтвердили, что ребенок обучается лучше:
- при наличии в группе достаточного количества различных учебно–игровых материалов, которые позволяют детям взаимодействовать с ними при помощи наиболее развитых органов чувств и широко развивают их компетенцию;
- при обеспечении возможности свободного выбора детьми материалов, видов деятельности, партнеров по совместной деятельности и всего другого, что и делает обучение личностно ориентированным;
- при сочетании в равной степени интересов детей и требований учебно– воспитательного плана;
- при замене фронтального способа организации образовательного процесса на индивидуально–групповой, позволяющий каждому ребенку внести вклад в процесс обучения, а педагогу и сверстникам – учесть этот вклад;
- при использовании игровых форм обучения;
- если существует заинтересованность родителей и тесное их взаимодействие с педагогами.
Опираясь на разработанную программу «Мы», становится ясно одно чрезвычайное обстоятельство гибели природы, есть не что иное, как следствие, страшный результат более глубокого разрушения – личности, внутреннего мира человека, его ценностей, его отношения к миру, как общему состоянию. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.
Актуальность темы
Почему я выбрала тему природы? Потому что в наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы. Ребенок больше времени проводит за компьютерными играми и телевизором. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе, не заменит живого общения с ней.
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с раннего возраста. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Какой же выход из создавшейся ситуации?
Экологическое образование, полученное в детском саду, является основой для становления и развития экологической культуры ребенка. Экологическая культура ребенка целенаправленно формируется на занятиях и в повседневной жизни через модели педагогического процесса экологического образования дошкольников, интеграцию экологического воспитания во все виды деятельности, планирование наблюдений в природе и прогулок по экологической тропе.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.
Нельзя воспитывать личность, не научив ее любить и сострадать, наблюдать и видеть.
Для того чтобы личность ребенка развивалась, чтобы он становился «субъектом собственной жизни», ему необходимо овладевать средствами и способами взаимодействия с миром: средствами и способами познания Истины, преобразования мира по законам Добра, Красоты и Здоровья, общения с миром, его оценивания в соответствии с этими законами.
Цель моей работы - формирование у старших дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.
Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Задачи
• Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
• Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
• Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы : изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
• Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.
Новизна опыта
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Направление потребовало новых методов и приемов работы с детьми, которые позволили бы заинтересовать воспитанников, объединить в поиске вариативного решения проблемы, а так же имели возможность усложнения.
Дидактические принципы
Метод проектов позволяет создать условия для реализации трех важнейших критериев развития познавательного интереса - позитивного интереса к окружающему миру и его показателей (эмоционального благополучия, эмоционального отклика и адекватности реакций на успех и неудачу, увлеченности процессом познания и ответственности по отношению к предмету своего интереса.
1) В старшем дошкольном возрасте позитивное отношение к окружающему миру становится опорой, прочным фундаментом, на котором начинает создаваться увлеченность процессом познания (особое состояние личности, характеризуемое интенсивным восприятием, интуитивной мотивацией, потоком энергии и чувством глубокого удовлетворения от осуществления жажды исследования) и ее составляющие: сосредоточенность внимания, инициативность, эмоциональный подъем познавательной деятельности, познавательная активность, самодеятельность.
И соответственно чрезвычайно важно, чтобы каждый акт взаимодействия внутри детско-взрослого коллектива, реализующего метод игровых проектов, был сориентирован, главным образом, на развитие в ребенке перечисленных качеств.
2) Метод игровых проектов погружает детей в игру (для которой так мало остается времени в режиме дня детского сада) и окрашивает любой вид деятельности ребенка (даже потенциально непривлекательный) в яркие, притягательные тона.
3) Относительно третьего критерия, который предполагает самостоятельный, творческий подход к делу, - и его показателей: познавательной самостоятельности, успешности выполнения нестандартных заданий, проявления склонности к предмету своего интереса в свободное время - нужно быть крайне осторожным. Ждать от дошкольника ответственности даже по отношению к своему интересу преждевременно и опасно, так как она естественным образом должна вырасти из увлеченности, а преждевременным ее стимулированием можно погасить в ребенке искру зародившегося интереса.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Основные принципы, которые легли в основу опыта :
· Принцип учёта возрастных особенностей детей;
· Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;
· Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;
· Принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;
· Принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;
· Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.
· Принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой;
На основании результатов данного исследования обосновано, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Технология опыта
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, которая направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3 - 7 лет.
Проект как эффективный инструмент развития познавательного интереса у детей развивается через игру - самую притягательную для дошкольников деятельность.
После кризиса трех лет ребенок оторвался от непосредственного смысла предметов и шагнул в двойной мир - у него появилось воображение - центральное новообразование дошкольного возраста, столь необходимое для развития игровой деятельности и, прежде всего, сюжетно-ролевой игры, пик, развития которой приходится на старший дошкольный возраст. Именно это новообразование дошкольного возраста делает возможным развитие проектной деятельности как деятельности предвосхищающей и проектного мышления как способности вообразить (предвосхитить) желаемый результат и пошагово двигаться к его достижению (продукту).
Для того чтобы возник проект, необходима коллективная игровая проблемная ситуация, которая «захватила» бы всех. Когда у ребенка есть игровая проблемная ситуация, когда он увлечен событиями, происходящими в детском саду, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов своей семьи, товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желанный продукт своей деятельности и срывает свою «долю аплодисментов», во время презентации этого продукта, тогда можно сказать, что мы действительно организовали увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада, а ребенок выбирает для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице достижений.