Микулина Вера Васильевна
Организация театрализованной деятельности в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Организация театрализованной деятельности в дошкольной образовательной организации
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет
развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов
Публикация «Организация театрализованной деятельности в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Театрализованная деятельность – одна из самых доступных и увлекательных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Она дает полноценное развитие способностей ребенка: позволяет познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, обогащает и активизирует словарь и звуковую культуру речи, развивает физические, логические и актерские способности, нравственные чувства, улучшает память. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития эмоциональных чувств и переживаний.
Театральная деятельность в сочетании с игрой позволяет решать множество педагогических задач. Играя и вживаясь в роль определенного персонажа, дети передают голосом его настроение, а значит, обучаются интонационной выразительности. Также они учатся правильной постановке пауз, грамотной постановке логического ударения, учатся произносить фразу в определенном темпе. В ходе театральных инсценировок дети стараются координировать свою речь и дыхание. Показывая движение персонажа и одновременно озвучивая его, ребенок обучается координации речи с движением.
Проговаривая реплики своего персонажа, ребенок должен быть очень внимателен к речи других детей. Таким образом, развивается слуховое внимание и уважение к собеседнику, способность выслушать другого, что очень важно в процессе коммуникации. Театрализованная деятельность позволяет автоматизировать звуки, поставленные и закрепленные на более простом материале ранее. По этому принципу распределяют роли между детьми.
Содержание текстов желательно соотносить с лексической темой. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даются определения, что позволяет обогатить словарь и лучше понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка начинает интенсивно развиваться мышление. Дети учатся прослеживать по сюжету начало, середину и окончание процесса. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в общении. И именно театрализация помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Организуя работу по театрализованной деятельности, я руководствуюсь следующими принципами и методами:
Принципы формирования творческой деятельности:
гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми);
интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности);
творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).
Основные специфические методы работы :
метод моделирования ситуаций;
метод творческой беседы;
метод ассоциаций.
Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые способы действия (педагог сам показывает способы действия) и косвенные приемы (педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию).
Организуя работу по театрализованной деятельности необходимо соблюдать основные требования: регулярное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса; сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры; Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, соответствующих возрасту и возможностям детей. Особое внимание уделяю содержательности произведений и разнообразию тематики.
Организация театрализованной деятельности по возрастным группам.
В второй младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности.
В подготовительной группе игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить.
Большое значение в проводимой работе по приобщению детей к театрализованной деятельности играет организация предметной пространственной развивающей среды. Грамотно оборудованный центр театрализованных игр играет очень значимую роль в организации работы. В данном центре отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, конусным театром, театром теней и др. Там располагаются:
различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др. ;
реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Развитие театральной деятельности в дошкольной образовательной организации и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная и кропотливая работа, которая требует непосредственного участия родителей. Очень важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Вывод: Театрализованная деятельность – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала детей, воспитания творческой направленности их личности. Ребята учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.