Меньшикова Людмила Викторовна
Конструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУ
Конструирование – это особая форма детской деятельности, основная цель - создание из различных материалов разнообразных игровых поделок.
Деятельность с конструкторами, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно, - для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели-замысла, в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле деятельность с конструкторами закладывает у человека основы трудолюбия.
Публикация «Конструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУ» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2021
Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире.
Кроме того, деятельность с конструкторами связана с развитием способности к планомерной - шаг за шагом - организации деятельности и ее целевой регуляции с использованием различного рода символических опо-средствующих звеньев между целью (замыслом) и результатом (продуктом) : образцов и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов, - а также с активизацией планирующей функции речи (словесными описаниями условий, которым должен соответствовать продукт). Становление такого рода знаково - символического опосредствования - важный показатель перехода ребенка на более высокий уровень психической организации.
Широкие возможности открывает деятельность с конструкторамии для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулируют порождение замысла и его воплощение.
К спектру общеразвивающих функций следует отнести и совершенствование ручной моторики. Также она создает условия для формирования специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов (карандаша, кисти, ножниц, иглы и пр.).
Конструирование крупных объектов из мелких деталей:
- тренирует мелкую пальцевую моторику, что способствует ещё и развитию плавности речи;
- даёт представление о форме, размере, количестве, пространстве;
- учит сопоставлять отдельные субстанции и складывать из них целостную картинку, то есть анализировать;
- развивает творческое и пространственное мышление, учит действовать не спонтанно, а целенаправленно;
- даёт такие полезные навыки, как усидчивость, сосредоточенность, организованность, самостоятельность, чувство прекрасного;
- повышает самооценку от осязаемого результата.
Играя с конструктором, ребёнок постигает азы планирования своей деятельности, учится обобщать и сравнивать, устанавливать пространственное положение деталей в постройке или одной постройки относительно другой. Самостоятельно созданные малышом космический корабль или морской порт - это и удачное воплощение его творческого замысла, и море положительных эмоций! А может быть, и первая победа, первое удачное дело!
Всё, что создают дети, используя наборы типа «Конструктор», - это их первый дизайнерский и архитекторский опыт. Подбирая детали по цвету и форме, располагая их в определённой последовательности, они знакомятся с понятиями «строение», «план застройки», «дизайн» и развивают свои художественно-эстетические способности.
Вот так незаметно и органично деревянный набор становится полифункциональным игровым пособием, позволяющим реализовать один из важных принципов организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста - принцип интеграции образовательных областей.