Ольга Глазкова
Организация самостоятельной деятельности с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста наблюдаются определенные виды игр с предметами. Как правило, это игры, связанные с движениями: с мячом, игрушками-двигателями (машинка, тележка, каталка, влезание на горку и спуск с нее, на улице зимой катание на санках, горке и тому подобное.
Дети раннего возраста многое познают с помощью различных предметов – играют со строительным материалом, с дидактическими игрушками, с простым конструктором, складывают картинки и играют со шнуровками, забивают палочки-гвозди с помощью деревянного молоточка, прокатывают мячи и машины.
Публикация «Организация самостоятельной деятельности с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Активно формируются предметно-игровые условные действия с игрушками – куклами, кошечкой, белочкой и другими, при этом дети уже не только воспроизводят разученные действия с предметами, но и отображают то, что сами часто видят в повседневной жизни.
Во время самостоятельной деятельности малыши по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослым и включение взрослого в игру доставляет детям большую радость. Ребенок становится наблюдателем действий взрослого и в последующем действует по его примеру, обращается ко взрослому, демонстрируя результаты своей деятельности.
Одним из обязательных условий, от которого зависит развитие игровой деятельности ребенка, является правильный выбор игровых дидактических пособий и игрушек.
Для развития движений, прежде всего, необходим простор. Из крупногабаритных материалов, стимулирующих двигательную активность, в группе необходимо иметь горку со скатом, стол-барьер вокруг которого малыши не только хорошо двигаются, но и играют с дидактическими игрушками. Пригодятся также мячи разных размеров, коляски, тележки, машины, обручи.
Групповое пространство должно содержать материалы для рассматривания предметов окружающего мира, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняют:
• Настенные картины с понятными детям сюжетами;
• Макеты и панно на тематику близкую детям;
• Альбомы для рассматривания;
Развивающая среда для детей раннего возраста обязательно должна содержать такие компоненты как:
• Место для дидактических игр;
• Сектор для игр со строительным материалом и крупными игрушками (машинами, животными);
• Разнообразная игрушечная мебель на прочной основе, позволяющая выдержать не только куклу или мягкую игрушку, но и вес ребенка;
• Игровые зоны для организации игр с предметами-заместителями: игрушечный умывальник, около которого разыгрываются такие действия, как мытье посуды, наливание из крана воды, купание кукол и др. При этом малыши используют кубики как мыло. Более мелкие игрушки – игрушечные ножницы, шприц, расчески (пластмассовые) – обогащают игры детей и выдаются им под контролем взрослого. Эти игрушки могут храниться на верхних полках, чтобы дети их видели, но взять могли только с помощью взрослого.
Во время самостоятельной деятельности ребенка взрослый, встает на позицию помощника ребенка в игре: подсказывает каким образом выполнять правила игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на полу, у окна, воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место.
В руководстве самостоятельной игрой детей можно использовать следующие приемы и методы:
• В присутствии малышей полить цветы, пришить пуговицу, на улице расчистить дорожки от снега, вызывая при этом у них интерес к своей работе;
• Понаблюдать на прогулке за игрой более старших детей, за действиями взрослых. Специальные показы тех или других действий обогащают опыт ребенка: он самостоятельно купает куклу, кормит ее, укладывает спать;
• Разыграть различные игровые сюжеты: зайка заболел, кошка обожгла лапку, ее надо полечить, лиса унесла петушка и др.
Предметно-развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности — игре. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.
Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.