Наталья Рышкова
Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке (с 2–3 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье я делюсь опытом создания оптимальных условий для создания разнообразной деятельности детей во время прогулок (игр, труда, наблюдений, физкультурно-оздоровительной работы, в процессе которой формируется детский коллектив, усваиваются положительные навыки поведения, обогащаются, представления детей об окружающей природе и явлениях общественной жизни.
При планировании воспитательной работы на прогулке необходимо:
• предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей;
• спланировать правильное распределение физической нагрузки в течении всей прогулки;
Публикация «Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке (с 2–3 лет)» размещена в разделах
• организовать наблюдения, направленные на создание у детей интереса к познавательной деятельности, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
• проводить работу по развитию связной речи, обобщению и активизации словарю детей.
В младшей группе должны планироваться кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как дети этого возраста быстро утомляются и внимание их неустойчиво. Дети в возрасте 2-3 лет способны многое увидеть и запомнить, но осмыслить и правильно понять увиденное они могут лишь с помощью взрослого. Задача воспитателя — научить детей видеть, замечать существенное, совершенствовать способность обобщения. Очень эффективно при наблюдении применить потешку, четверостишие, поговорку, простенькую загадку. Планомерно проводимые наблюдения на прогулке формируют у детей умение и желание самостоятельно наблюдать за предметами окружающего их мира.
Дидактические игры позволяют закрепить полученные знания. Например: «Какой листок?» - развивает умение определять величину, выбирать величину по слову воспитателя; «Какого цвета машина? - определять цвет, называть его. Игровые приёмы вносят радость и оживление. Например: «Найди дерево (куст, цветок)», «Покажи у кошки глазки» (на картинке).
Программа «От рождения до школы» предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых. Необходимо привлекать детей к выполнению посильных для них трудовых действий: собрать листочки для букета, сложить выносной материал, убрать лопатки после игр, сделать горку из песка и др. Индивидуальные поручения ребёнку дают возможность воспитателю более внимательно руководить действиями детей. Похвала воспитателя и благодарность за помощь всегда вызывает положительный отклик у ребёнка. Особую активность проявляют обычные дети, которые выполняют задания с более старшими детьми. Желание действовать рядом со старшими, подражать их действиям, чувствовать, что твоя помощь нужна, - это все оказывает благотворное влияние на малышей, вызывает у них желание довести начатое дело до конца. Всё это помогает формировать ответственность за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
Одним из обязательных компонентов прогулки является подвижные игры, проведение которых выполняет одновременно несколько задач: повышение эмоционального тонуса детей; удовлетворение потребностей в разнообразных активных движениях; уточнение знаний о различных объектах; обучение ориентировке в пространстве, умение слушать команды, выполнять движения в соответствии с требованиями игры.
В целях совершенствования ребёнком движений и координации целесообразно проводить индивидуальные физические упражнения, которые предусматривают выполнение таких заданий, как пробежать между начерченными линиями, не наступив на них, пролезть в отверстие снежной поделки, попасть в корзину и др.
Активизирует движение детей и возможность свободно пользоваться на прогулке разнообразными красочными поделками: султанчиками, вертушками, корабликами, разноцветными флажками и лентами и др.
В зимнее время детям интересно лепить (сооружать) из снега разные поделки, которые можно использовать в играх: например, бросать снежки и др.
Дети третьего года жизни могут и должны свободно пользоваться бревном для перелезания, дугами для подлезания, ящичками для влезания. На участке для прогулки должны быть лесенка-ступенька, горка, качели, песочница, надувной бассейн, колёса для перешагивания, небольшие пригорки, с которых дети могут самостоятельно сбегать. Детям нравится когда взрослые в играх испытывают дополнительные атрибуты (шапочки, ушки, маски).
Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должны изменяться с учётом конкретных условий ДОУ, времени года, погоды, возраста детей, характера предшествующей деятельности детей. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие умственного напряжения, то начать прогулку следует с организации подвижных игр или физических упражнений, труда. И наоборот, если проглке предшествовали физкультурные или музыкальные занятия, то предложить детям спокойную самостоятельную деятельность или наблюдения.
Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учётом всей предшествующей деятельности детей. В это время могут предусматриваться труд и игра, проведение различного рода физических упражнений. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большей подвижности, возбуждающие нервную систему детей.
При организации всех видов деятельности во время прогулок требуется учитывать возрастные особенности детей, состояние их здоровья и более активно использовать методы и приёмы, способствующие формированию и усвоению норм поведения.
Во время правильно спланированного воспитателем прогулки дети успевают понаблюдать за растениями, за трудом взрослых или старших детей, совместно с взрослыми сделать что-то полезное на участке, поиграть в интересную игру, свободно подвигаться, пообщаться со сверстниками, провести друг с другом самостоятельную игру.
Представлены краткие конспекты совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке летом. Каждый конспект содержит наблюдения, трудовую деятельность, дидактические и подвижные игры, индивидуальные физические упражнения. Последние проводятся поочередно с каждым ребёнком группы (двумя детьми, остальные дети группы в это время самостоятельно играют.
Желаю Вам успеха!
ТЕМА «ЛЕТО»
Задачи:
• Формировать представление о времени года ЛЕТО.
• Закрепить знание названий предметов летний одежды.
• Объяснить понятие «облако»
• Повторить понятие «Ветер»
• Закрепить знание летних сезонных признаков
• Познакомить с некоторыми цветущими растениями
• Закрепить знания о деревьях
• формировать представление о бережном обращении с водой
• Закрепить знания о свойствах воды
• Формировать представление о насекомых
• Закрепить знания о птицах
• Обратить внимание на труд и игр младших и старших детей
• Вспомнить название видов транспорта их значение для человека
КОНСПЕКТ 1
Наблюдение за солнцем
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни глянешь -
Всё вокруг светло.
И. Сурков
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку
Н. Барто
Труд.
Помочь воспитателю вынести игровой материал на участок
Дидактическая игра.
«Составь предложение» - составление предложения со словом «солнце» (обобщение словарного запаса).
Подвижная игра.
«Солнышко и дождик» - дети свободно передвигаются по участку, по команде — сигналу прячутся в укрытие.
Индивидуальный физические упражнения. Приседание на месте.
КОНСПЕКТ 2
Наблюдения.
Обратить внимание, как быстро высыхает разбразганная вода на солнышке.
Мною можно умываться,
Я умею поливаться,
В кранах я живу всегда.
Ну конечно, я — вода!
В. Нищев.
Труд.
Полив цветов на клумбах
Дидактическая игра.
«Песенка воды» (закрепление произношения звука {c}
Подвижная игра.
«Пузырь» - хождение по кругу, взявшись за руки.
Индивидуальные физические упражнения.
Ходьба приставным шагом.
КОНСПЕКТ 3
Наблюдение. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садить на цветок
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел
(Бабочка)
Труд.
Помочь воспитателю собрать высыпной игровой материала.
Дидактическая игра.
«Бабочка лети!» - выработка длительного непрерывного ротового дыхания
Подвижная игра.
«Бабочки» - подражание движениями бабочек (развитие умения двигаться красиво)
Индивидуальные физические упражнения.
Ходьба на носках.
II часть.
КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ
«Наблюдение за ветром»
Младшая группа (дети от 2 до 3 лет)
Цель. Закрепить знание о ветре
Задачи.
1. Продолжать знакомить детей с природными явлением — ветер
2. Учить детей давать характеристику ветру — теплый, холодный, сильный, слабый; развивать интересы детей, их любознательности и познавательную мотивацию; формировать первичные представления об объектах окружающего мира.
3. Показывать простейшие связи между ветром и окружающими предметами — флажки, деревья, бумажные самолётики (ветер дует сильный — флажок колышется, деревья качаются, листья шелестят; ветер слабый — предметы не двигаются, деревья не шумят, не качаются).
4. Обогащать словарный запас и развивать образное мышление в ходе знакомства с художественной литературой.
5. Учить выполнять несложные трудовые поручения, учить детей работать сообща, развивать трудовые навыки
Методические приёмы.
Наблюдение сравнения, использование художественного слова.
Оборудование.
Флажки (на каждого ребёнка); листы цветной бумаги (на каждого ребёнка)
Словарная работа: сильный, колышется, качаются, гнуться, шелестят, тёплый, холодный, колючий, мотор, крылья, топливо, «на посадку», аэродром.
Предшествующая работа.
Чтение художественной литературы, беседы.
Интеграция образовательных областей.
Коммуникация, познание, физическое развитие, речевое развитие.
Индивидуальная работа.
Маша и Мустафо — добежать до предмета.
ХОД ПРОГУЛКИ
Дети вышли на прогулку на участок группы. На столе лежат приготовленные флажки, листы бумаги для подделки.
Воспитатель:
Видел я, как ветерок,
К нам летел на огонёк!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Сегодня на улице ветер. Давайте мы проверим, насколько сильный вечер. Возьмите флажок, поднимите его повыше и посмотрите на него. Флажок быстро колышется на ветру. Значит, дует сильный ветер. Какой ветер дует?
Дети: Ветер сильный
Воспитатель: Когда ветра нет, флажок не колышется
С дуновением ветра дети поднимают флажки и смотрят как они колышутся.
Воспитатель. Посмотрите на деревья. Почему деревья качаются?
Дети. Дует ветер. Сильный ветер…
Воспитатель. Когда ветер дует сильно, деревья раскачиваются. Веточки качаются, гнуться. А листочки шелестят. Послушайте, как шелестят листочки: ш-ш-ш. Давайте попробуем поговорить, как листочки
Дети. (громко) Шш-ш-ш-ш-ш
Воспитатель. А сейчас ветер успокоился. Деревья перестали качаться. Листочки шелестят лихо.
Дети (тихо) — ш-ш-ш-ш-ш
Воспитатель. Ветер бывает тёплый и холодный. Зимой ветер холодный, колючий. Сейчас лето, поэтому ветерок тёплый. Давайте поднимем ручки, и узнаем, тёплый ветерок или нет.
Дети. Теплый, рукам тепло.
Воспитатель. Сейчас из цветной бумаги я для вас сделаю бумажные самолётики. И мы пустим их по ветру. Ветер подует, и наши самолётики полетят.
Воспитатель делает каждому ребёнку бумажные самолётики.
Воспитатель.
Самолет летит,
Самолёт гудит,
У-у-у,я лечу
В Москву!
Дети играют с самолётиками.
Воспитатель. Когда дует сильный ветер, слышится звук: у-у-у-у-у
Давайте подуем сильно и громко и покачаемся, как деревья. Носиком сделаем вдох, а ротиком будем выдыхать со звуком {У}, ручки поднимайте вверх, как веточки деревьев, и качайте ими.
Упражнение повторяется несколько раз, можно произносить тихи и громко, выполнять покачивание в соответствии со звуком.
Воспитатель. Наши бумажные самолётики полетели. А настоящие большие самолёты летают высоко в небе. Мы сейчас поиграем в игру «Самолёты»
Самолёт построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесёмся над лесами,
А потом вернемся к маме!
Дети становятся произвольно на одной стороне площадки.
Воспитатель. К полёту приготовиться! Завести моторы!
Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук {Р}
Воспитатель. Полетели!
Дети разводят руки в стороны (крылья самолёта) и разбегаются в разные стороны, по всему участку (летают)
Воспитатель. Топливо заканчивается, самолётам нужно заправляться. На посадку.
Дети — самолёты направляются на аэродром
Воспитатель. Самолёты, на посадку!
Игра проводится 3-4 раза. После игры дети играют самостоятельно
Воспитатель. Мы с Машей и Мустафо поиграем в игру «Добеги до самолёта» Я хлопну в ладоши, а Маша и Мустафо добегут до большого самолёта, возьмут маленькие бумажные самолетики и принесут мне.
Индивидуальная работа проводится с детьми на усмотрение воспитателя.