Приложение МААМ

Консультация для родителей «Организация самостоятельной деятельности ребёнка с РАС»

Алина Жегалова
Консультация для родителей «Организация самостоятельной деятельности ребёнка с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы

Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую терапевтическую значимость.

По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на:

1. бытовое (прием пищи, подготовка ко сну, туалет и т. д.);

2. игровое (место для разнообразных игр);

3. учебное (место для специальных развивающих занятий);

4. ближайшее социальное окружение (лестничная клетка, детская площадка, магазин, улица).

Публикация «Консультация для родителей „Организация самостоятельной деятельности ребёнка с РАС“» размещена в разделах

Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал себя в безопасности. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий.

Первое условие – безопасность:

1. обставить устойчивой мебелью, без острых углов, так как у ребенка с аутизмом часто отсутствует «чувство края» и в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия;

2. в комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.).

Второе условие – обеспечение комфорта и уюта:

1. оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах;

2. электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

Третье условие – наличие необходимого оборудования. Поскольку детская комната – это место, где ребенок играет и учиться, она требует содержательного наполнения:

1. столик со стульчиком или парта;

2. детские книжки для домашней библиотеки должны быть специально подобраны:

• с учетом возраста и предпочтений ребенка;

• понятные ему;

• без абстрактных и фантастических сюжетов;

• полезные для освоения окружающего мира;

• вызывающие положительные эмоции.

3. игрушки:

• деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;

• разнообразные пирамидки, матрешки;

• звучащие игрушки, набор игрушечных музыкальных инструментов;

• игры для развития мелкой моторики-мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками;

• развивающие игрушки (лото, домино, разрезные картинки и др.);

• игрушки для сюжетно-ролевых игр — куклы, мягкие, резиновые игрушки, машинки, кукольные домик, мебель, аптечка, посуда.

4. материалы для творчества:

• цветные карандаши, фломастеры;

• акварельные и гуашевые краски;

• пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте;

• цветная бумага и картон;

• пластилин.

5. спортивное оборудование для физического развития ребенка:

• шведская стенка;

• обручи, скакалки, мячи;

• велосипед;

самокат.

Четвертое условие – поддержание порядка.

1. В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок – все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие его жизни. Однако, избегайте раз и навсегда установленной завершенности.

2. Вводите новые приятные ребенку детали, например, развесьте на стене его рисунки, выберите с ним новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь.

3. Создайте эмоционально положительное настроение: обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.

Пространство квартиры в большинстве случаев связано с освоением ребенком бытовых навыков. Аутичному ребенку необходимо помочь осознать предназначение самых разных предметов, вещей. Для этого следует, во-первых, комментировать разнообразные бытовые моменты ( например: мытье рук). Во – вторых, вовлекать ребенка в работу по дому (приготовление обеда, мытье посуды, засыпание порошка в стиральную машину и т. д.). Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности.

Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, постарайтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры. Свобода перемещения наполнит малыша новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями.

Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в социальном контексте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке – контакты с детьми; в магазине – общение с продавцом и покупателями и т. д.

Покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается «на враждебной территории», необходимо помочь ему:

• шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт;

• постепенно обживать новые участки пространства;

• в общении с другими детьми;

• научиться выбирать в магазине продукты;

• осваивать новые маршруты, разнообразить их.

Гуляя на улице, описывайте все, что видите по дороге, причем делайте это многократно, даже если ребенок не обращает на эти описания внимание. Если ваш малыш достаточно подрос, отправляйтесь с ним на почту, в аптеку, кинотеатр. Удаляясь от знакомых «мест обитания», ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Может возникать острая реакция – плачь, метание с криками просьбой вернуться. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоится. Не укоряйте ребенка за такое его поведение, чтобы не укрепить возникший страх. Действуйте по ситуации: остановитесь, поглядите по сторонам, поговорите, а затем продолжите дальше путь или вернитесь домой.

Основные правила при проведении дальних прогулок:

1. осваивайте пространство постепенно;

2. готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет;

3. приучайте пользоваться ребенка общественным транспортом (можно взять с собой любимую игрушку и т. д.)

4. места для посещения выбирайте осторожно, для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей;

5. посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые, поначалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке;

6. действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по-разному: так в любой момент он захочет уединиться – найдите такое место, где можно передохнуть, а если ребенок захочет вернуться домой – не противьтесь, избегайте давления, иначе в следующий раз малыш будет сопротивляться отправиться в путешествие;

7. дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, смакуйте интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру.

Практика работы с аутичным ребенком показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнуть лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.

Бытовые ритуалы

Аутичному ребенку требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослыми проживание повседневных бытовых ритуалов. Под «бытовыми ритуалами» мы подразумеваем организацию обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, а также усвоение им распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов. В норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослыми и подражая их действиям. При этом малыш действует методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки. Ребенок с аутизмом не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать себя, потребует от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения в бытовых ситуациях, на основе которых затем можно формировать и закрепить новые навыки.

При обучении стереотипам поведения в быту следуют соблюдать следующие правила:

• требовать от ребенка выполнить какое-либо действие допустимо только в том случае, если он это может;

• соблюдайте принцип «от простого к сложному»;

• обучение требует постепенности, не старайтесь обучать всему сразу;

необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, предупреждайте ошибки;

• все взрослые, участвующие в этом процессе, должны действовать в одном ключе – схема действия должна быть во всех случаях одинаковой.

Организация четкого распорядка и режима дня помогает детям в усвоении бытовых навыков: со временем ребенок начинает осознавать, что пока не оденется, на прогулку не пойдет, пока не помоет руки, не сядет есть и т. д. Поддержание режима дня имеет первостепенное значение для развития ребенка. Распорядок дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость и складываться исходя из индивидуальных особенностей ребенка, особенностей внутри семейных отношений и социальных аспектов семьи и меняться по мере взросления ребенка.

Особенности развития игры аутичного ребенка.

В игре ребенок познает окружающий мир. Игра развивает мышление, чувства, волю детей, формирует взаимоотношения их со сверстниками, вызывает положительные эмоции, позволяет чувствовать себя в присутствии других свободно, не испытывать страха, повышает адаптационные способности к повседневной жизни и, конечно, помогает приобрести эстетический опыт.

Стереотипные игры

У аутичного ребенка есть любимые игры – одна или несколько.

Родителей эти игры зачастую раздражают, ведь обычные дети так не играют. Например, ребенок бродит по кругу, напевая невнятную песенку и время от времени вскидывает вверх руки. Или часами лепит из пластилина странные абстрактные фигуры. Это создает затруднения для участия в такой игре взрослого, приходится пробовать разные варианты организации участия в игре буквально «на ощупь». При этом ребенок может реагировать на такие попытки остро негативно, как бы показывая, что не нуждается в партнере. Для ребенка ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно заранее. К тому же ребенок испытывает видимое удовольствие. Эти два тезиса – наличие комфорта и переживание удовольствия – ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.

Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его игрой. Вникните в структуру стереотипной игры: выделите цикл повторяющихся действий, прислушайтесь к бормотанию ребенка во время игры. Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начните с того, что в нужный момент подайте ему нужную деталь, чем обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова. В следующий раз используйте любимую игрушку ребенка, действуя также тактично и постепенно. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка.

На следующем этапе постарайтесь внести в стереотипную игру новую сюжетную линию. Здесь уже важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре нового человека. В процессе занятия малыш может вернуться к своей игре – позвольте ему это.

Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно – предложите ему любимую игру.

Вы можете «обусловить» стереотипные действия ребенка, подобрав под конкретное действие то, которое будет социально-приемлемым. Например, малыш часто кружится – предложите ему вращающийся диск. Если слюнявит пальцы и растирает – пальчиковые краски, раскачивается – гамак или кресло качалку, прыгает – батут.

Параллельно с этой работой начинайте предлагать ребенку сенсорные игры, может случиться, что какая-нибудь из этих игр на время станет любимой игрой ребенка.

Сенсорные игры

В отличие от обычных детей аутичные надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравиться трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением эти дети часто отказываются, поскольку социальное назначение предметов для них менее важно, нежели их сенсорные свойства.

Сенсорными условно называются игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения.

Ощущения могут быть самыми разнообразными:

• зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

• слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

• тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла, различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шары и кубики, соприкосновения и объятия с другим человеком);

• двигательные (ощущения от движения тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);

• обонятельные (ребенок вдыхает и учиться различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

• вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус продукты питания и блюда).

Виды сенсорных игр

1. 1. Игра с красками: «цветная вода» — для игры потребуются акварельные краски, кисточки, прозрачные стаканы; поэтапно проводим действия: размешивание красок в воде, рисование на мокром листе; игра в дом – красная краска – томатный сок, белая – молоко, коричневая – кофе и т. д.

2. Игра с водой: переливание, брызгание – посещение бассейна, реки; бросать камешки в воду; «плывут по морю корабли»; купание кукол, мытье посуды.

3. Игры с мыльными пузырями: дуть на кусочки ватки в воздухе, на кораблик на воде, на игрушку – вертушку, через трубочку в стакан; затем игра с мыльными пузырями.

4. Игры со светом и тенями: игра «солнечный зайчик», тени на стене, движения с фонариком в руках.

5. Игры со льдом: «тает льдинка» — в стеклянный стакан налейте горячую воду, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает; «разноцветный лед» — приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски; «ледяные фигуры» — замораживайте воду в различных формочках; зимой на прогулке обратите внимание ребенка на заледеневшие лужи, сосульки.

6. Игры с крупами: прячем руки в крупе; пересыпаем крупу; сделаем «дождь» или «град»; покормим птичек на улице крупой; сварим кашу.

7. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной) : мнем, отщипываем, надавливаем, размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем кусочки, создание пластилиновой картинки – размазывает различные цвета пластилина по картону: зеленая трава, красные ягоды, жёлтое солнышко и т. д.

8. Игры со звуком: послушаем звуки – скрип двери, стук ложки о стакан, звон бокалов, стук колес поезда; постучим, погремим сами, при этом используем свистульки, барабан, бубен, дудочку, гармошку, пианино.

9. Игры с ритмами: хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание текстов стихов, пение детских песен.

Совместное рисование

Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности:

1. Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям.

2. Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства ребенка с окружающим миром.

3. При совместном рисовании удается уточнить представления, которые уже есть у ребенка.

4. Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и может пользоваться ими.

5. Использование метода совместного рисования дает возможность развить средства коммуникации.

Заключение

Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребенком ложится на семью. Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учетом интересов малыша. Приходится думать не об удобстве и спокойствии, а о целесообразности и пользе происходящего в доме для развития ребенка. Такой подход требует от родителей самоотверженности и сил.

Игровая деятельность аутичного ребенка – это основной источник его развития. Вы познакомились с особенностями развития игры аутичного ребенка, а также с различными вариантами игр. Каждый вид игры имею свою задачу. Стереотипная игра ребенка – основа взаимодействия с ним, а также она дает возможность переключить внимание ребенка, если его поведение выходит из-под контроля. Сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком. Совместное рисование – это замечательная возможность для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем мире. Все игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Организация самостоятельной продуктивной деятельности» В ФГОС ДО самостоятельной деятельности детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых.

Консультация для родителей «Как создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей» Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности,.

Консультация для родителей «Организация игровой деятельности с детьми дома» Консультация для родителей: «Организация игровой деятельности с детьми дома». Новоизборский детский сад «Сказка» Муниципальное бюджетное.

Консультация для родителей «Организация театральной деятельности дома с детьми с 5 до 6 лет» Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье.

Консультация для родителей «Организация здоровье сохраняющей деятельности детей в ДОУ в летний период» Лето – такое время года, когда жизнь в детском саду совершенно меняется. Это сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий,.

Консультация «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома» Дорогие родители все дети любят рисовать, лепить, вырезать, мастерить. И делают это самозабвенно и искренне. Хотя конечно, детские работы.

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ. «Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам.

Организация условий для самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста 1. Введение. Новый ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет поддержке детской исследовательской активности, игре, общении в.

Семинар «Организация самостоятельной деятельности детей на развивающей стене» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного.

Организация самостоятельной деятельности с детьми раннего возраста Винокурова Анна Анатольевна Воспитатель, 1 кв. категория ГБДОУ детский сад №61 Красносельского района Санкт-Петербурга Организация самостоятельной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Организация самостоятельной деятельности ребёнка с РАС»
Опубликовано: 18 сентября 2019 в 18:28
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Организация самостоятельной деятельности ребёнка с РАС»» (включая файлы) размещена пользователем Алина Жегалова (УИ 1122933) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД