Лилия Бенгарт
Организация самостоятельной деятельности детей в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Организация самостоятельной деятельности детей в группе. Бенгарт Лилия Андреевна. Воспитатель. МАДОУ «Антошка» с. Зудилово, 2018г.
Слайд 2
Для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирование познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая по Л. С. Выгодскому, должна соответствовать «зоне актуального развития, самого слабого ребёнка и зоне ближайшего развития самого сильного ребёнка в группе. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игровая деятельность выступает как средство формирования самостоятельности. Игра – это метод познания действительности. Она позволяет ребёнку в кратчайшие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний. Необходимым условием для формирования самостоятельности, является правильная организация предметно- развивающей среды д/с.
Публикация «Организация самостоятельной деятельности детей в группе» размещена в разделах
Слайд 3
Самостоятельность. Формирование самостоятельности по мнению Выгодского Л. С., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т. д. благодаря этому ребёнок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели. Преодолевать возникшие трудности. Задача воспитателя: Формировать личность которая умела бы самостоятельно, творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания, путём самообразования, самосовершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Работа ведё тся по 3 направлениям: 1)Познавательная деятельность. Формирование навыков и творческая деятельность. Ребёнок приобретает новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.
Слайд 4
2) Практическая деятельность. Результатом является познавательные цели, задачи, самостоятельная деятельность. Подбор, определение и применение адекватных способов действий ведущих к достижению результатов, потребность в новых знаниях. 3) Организационно –техническая деятельность. Мотив – действие – результат. Дошкольники должны, по возможности трудиться самостоятельно, а воспитатель- руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребёнок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя самостоятельные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Слайд 5
Самостоятельная деятельность детей. Рассмотрим в каких видах деятельности может состояться самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная двигательная активность. Сюжетные игры. Театрализованная деятельность. Игры драматизации. ИЗО-деятельность. Художественно-речевая деятельность. Трудовая деятельность. Музыкальная деятельность.
Слайд 6
Самостоятельная двигательная деятельность. Повышение самостоятельной двигательной активности детей можно рассматривать как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащение двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Для стимулирования двигательной деятельности детей необходимо создать условия и организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр. Предметно – развивающая среда. В группе и на веранде необходимо создать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожке, прыгнуть с кочки на кочку, с колеса на колесо, залезть в тоннель. Необходимо оснастить уголок спорт. инвентарём. Необходимы различные тележки, каталки, лесенки, горки, бревно, тропа здоровья, разные по размеру мячи. В дверных проёмах можно укрепить тренажёр «Попади в кольцо», на полу из яркой изоленты создать разметку для игры в классики.
Слайд 9
Театрализованная деятельность. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребёнок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью, координация своих функций. Театрализованные игры отличаются от игр драматизации тем, что в них воссоздаются конкретные образы, используя, такие средства выразительности как интонация, мимика, жесты, поза, походка, приёмы вождения куклы. Творчество идет по 3 направлениям: Сочинение собственного сюжета.
Исполнительское творчество (речевое, двигательное)
Оформительское (обстановка, декорации, костюмы).
Слайд 10
Большая предварительная работа отводится воспитателю. Чтобы могла возникнуть театрализованная игра необходимо многократно повторять произведение, вызвать у детей интерес к нему путём рассматривания иллюстраций и бесед. В массовые сцены яркими атрибутами вовлекать робких детей. Игры на сюжеты художественных произведений Такая игра может содержать лишь элементы произведений (имена героев, в целом развивается произвольно по замыслу детей. Эти игры имеют ценность –они воспитывают положительные черты личности, разнообразят детскую игру, формируют фантазию, влияют на словарь и выразительность речи. Задачи воспитателя. Для развития театрализованной деятельности необходимо создать условия. Это картотека, сценарии, атрибуты для кукольного теневого, настольного театра. Сам педагог должен владеть выразительной речью, передавать характер героев. Необходимы книжки новинки, оснастить музыкальные уголки, создать уголок театрализованной деятельности и регулярно обновлять кукольные персонажи.
Слайд 11
Театрализованная деятельность
Слайд 13
Игры драматизации. Отличаются от театрализованных игр тем. Что инсценируются готовые произведения (сказки, рассказы, стихи).В которых большое место занимают диалоги. Необходимое условие для самостоятельной деятельности это правильная организация предметно-пространственной среды. Соблюдение баланса между совместной и индивидуальной деятельности детей, организация зон «приватности»,создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования. Разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, импровизации. Игры драматизации используют для формирования выразительной речи и социально-эмоционального развития ребёнка. Развиваются психофизические способности (мимика, пантомимика,психические процессы (восприятие, воображение, фантазии, мышления внимания, памяти, речи (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать).
Слайд 14
Дети учатся в коллективе чётко выполнять действия, сопереживать героям. Учатся отличать добро от зла. Развивают наблюдательность и умение подражать животным. Используются декорации, маски, костюмы, обстановка.
Слайд 15
Изобразительная деятельность. Знакомство детей с предметами народного творчества, декоративная лепка, рисование и аппликация, использование нетрадиционных приёмов в изо. деятельности, влияет на развитие детского творчества. Народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. В свободное от занятий время многие дети с увлечением изготавливают для своих игр угощения для кукол (печенье, пироги, конфеты). Эти предметы требуют красивого оформления и у ребёнка есть возможность самостоятельно, в свободной обстановке, не торопясь вылепить эти предметы. Это развивает инициативу, у них появляется желание внести в игру или быт, предметы собственного изготовления, доставить другим радость. Работа ведется по2 направлениям. I) Самостоятельная деятельность детей с предметами народного творчества. II) Самостоятельная деятельность детей по созданию интересных, красивых, декоративных предметов из глины, солёного теста, необычных рисунков, подарочных открыток.
Слайд 16
Работа воспитателя. Показ игровых приёмов на раннем возрастном этапе. Показ настольного театра, использовать разнообразные дидактические игры (матрёшка спряталась за дерево).В средней группе используют фланелеграф. В старшей и подготовительной группах дети сами разворачивают сюжет и показывают инсценировку другим детям c использованием своих поделок.
Слайд 17
Уголок изо деятельности.
Слайд 18
Сюжетные игры. Для сюжетной игры необходимы куклы и другие игрушки среднего размера, набор крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели (стол, стулья, кровать).Мебель должна быть крупной и прочной, т. к. дети сами на неё садятся. Нужно иметь предметы уголке ряженья. Игрушки должны быть размещены по зонам. Уголок строителя, музыкальный уголок, уголок для девочек.
Слайд 20
Наша деятельность.
Слайд 21
Самостоятельная художественно-речевая деятельность. Самостоятельная художественно- речевая деятельность отражает разнообразные впечатления от прочитанных книг, рассмотренных кинофильмов и спектаклей, а также художественные умения приобретённые на занятиях. Одно из условий развёртывания такой самостоятельной деятельности оснащение группы нужным оборудованием и пособиями. В каждой возрастной группе организуется зона для литературно-художественной деятельности и зона для театральных игр. Необходимы разных размеров ширмы, набор кукол, театральных костюмов, сценическая площадка, настольно печатные игры. Большое место занимают книги, картинки, книжки самоделки, детские работы на литературные сюжеты. В каждой возрастной группе в пределах литературно-художественной зоны и отдельно устроен уголок книги. Полочки витрины где выставлены книги выполняющие информационно ориентировочную роль, привлекающие внимание детей. С книгами выставляются тематические папки с картинками, фотографиями, детскими рисунками. Устраиваются выставки «Любимая книга ребят», «Любимые сказки».
Слайд 22
Уголок изо деятельности.
Слайд 23
Музыкальная деятельность. Источником возникновения музыцирования являются музыкальные занятия, праздники, развлечения. Самостоятельная деятельность заключается в том, что дети поют, водят хороводы, подбирают лёгкие мелодии на металлофоне, используют несложные пляски. Они могут организовать игры в концерт, спектакль (с игрушками, плоскостными фигурками, куклами, маршируют, создают оркестр. Для возникновения этой деятельности необходимо в группе иметь музыкальный уголок, различные инструменты, музыкальные дидактические игры, «муз. лото», металлофон, баян,гармошку, дудочку, кларнет, пианино, бубны, гусли.
Слайд 25
Трудовая деятельность. Способствует повышению общего развития, расширяет интересы, способствует появлению простых форм сотрудничества, формированию нравственных качеств, трудолюбие, ответственность за порученное дело. Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребёнок не узнает что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретёт трудовых навыков, а главное опыта самостоятельного выполнения работы. Сухомлинский В. А. писал «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую красоту окружающего мира, пробуждает чувство-создателя материальных благ без которых невозможна жизнь человека. Ознакомление с с трудовой деятельностью решающее значение имеет формирование у ребёнка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Формируются трудовые навыки и умения, воспитываются положительные нравственные качества, радость труда –одно из высоких человеческих чувств. Необходимо своевременно развить эти чувства у маленьких детей. Воспитатель помогает каждому ребёнку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к труду, желание принять участие в общей работе. Ручной труд позволяет развивать у детей начало конструкторских умений и способностей, что способствует их духовному развитию. Дети усвоив понятия о свойствах материалов, используют их. Задача воспитателя : Правильно оценивать успехи. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствует воспитанию положительных черт личности ребёнка. Необходимо знать как осуществляется и семейное воспитание.
Слайд 26
Литература. 1) А. А Данилов «Воспитание у дошкольников самостоятельности и творческой активности в процессе их деятельности. М 1989г 2) Блонский П. П Дошкольный возраст / м 2000г 3) Абузярова Л. Предметно развивающая среда ДОУ//Ребёнок в Д/с2004№6 4) Волосова Е Развитие ребёнка дошкольного возраста/м 1999г. 5) Гуськова Г. В «Что такое самостоятельный ребёнок?» Д/В 1988г. №11 6) Юсупова Г Воспитание самостоятельности у детей. Д/В 2002г. №8 7) Антипина Е. А Театрализованная деятельность в Д/С //М-2003г 8) Сигутина А. В Рекомендации к организации театральных игр. //Д/В1988г№8 9) Воспитываем дошкольников самостоятельными. //Сборник статей Россйский Гос. Пед. Университет им Герцена // Детство ПРЕС 2000г(192с)