Оксана Карташова
Организация двигательной деятельности детей раннего возраста на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир компьютеров, сотовых телефонов, планшетов накладывает отпечаток и на развитие детей. К сожалению, приходится констатировать, что далеко не всегда это имеет положительное влияние на детей раннего возраста, особенно на развитие движений малыша. Часто детей усаживают по вечерам смотреть телевизор, планшет. А о развитии движений малыша забывают. Известный врач-педиатр Е. А. Аркин в своей книге «Ребёнок в дошкольные годы» писал: «Взрослый думает мозгом, а ребёнок – мускулами». А вот зачастую мускулы, т. е. развитие движений малыша, стоит далеко не на первом месте. Поэтому большое значение имеет организация прогулки с детьми раннего возраста, особенно с точки зрения активизации и разнообразия двигательной деятельности. Ведь прогулка в детском саду это и развитие движений, и разнообразие движений, и формирование знаний об окружающем мире, и развитие речи
Публикация «Организация двигательной деятельности детей раннего возраста на прогулке» размещена в разделах
В ходе всех компонентов прогулки создаю возможность для двигательной активности детей. В наблюдении стараюсь, что бы дети долго не стояли на месте. Ввожу в ход наблюдения простые движения. Предлагаю детям показать, как воробушки (синички) машут крыльями, как важно переступает ворона, как ветер качает деревья, как плавно кружится снежок (предлагаю детям повернуться вокруг себя, показать пальчиком на ладошке как идёт первый весенний дождик и др.
Подвижные игры подбираю с простым, понятным содержанием и уже хорошо знакомые детям. Это позволяет не тратить время на объяснение, а сразу же приступать к игре. Строго дозирую физическую нагрузку: длительность бега сначала увеличиваю, а затем уменьшаю. Использую для вызывания интереса к игре появление игрушечного персонажа, звуковой сигнал, внесение простых атрибутов. Хорошо зарекомендовали себя изображения персонажей игры на круге, который заламинирован и крепится на шнурок. Это позволяет быстро надеть атрибуты, они даже если запачкаются – легко протираются. Персонажи игры должны быть хорошо знакомы детям: котята, воробушки, рыбки, зайчики, лисичка и др. Подвижные игры для прогулки стараюсь подбирать в соответствие с темой недели: некоторые игры придумываем сами: например «Листопад», «Снегопад» (на сигнал «ветер» «снежинки», «листочки» бегают по площадке, «Одуванчики» (подула и пушинки (дети) разлетелись) и др. В тёплое время года использую хороводные игры, пальчиковые игры. Дети с удовольствием подговаривают текст игры и выполняют движения
.Очень нравится детям песенка с движениями «Ладушки-ладошки», где во время песни дети показывают как «кормят курочку пеструшку», как «мешают кашу ложкой», как «строят домик для матрёшки».Такие игры помогают поддерживать положительный эмоциональный настрой, интерес к движениям, уверенность в своих силах (движения в игре просты и понятны, способствуют развитию речи, развитию памяти. Всегда готовлю на прогулку одну игру большой подвижности, одну хороводную игру или игру малой подвижности типа «Где спрятался ….», «Поищем ….».
Организуя на прогулке сюжетную игру с детьми, продумываю, что бы сюжет игры также был связан с движениями: лепка пирожных из снега и песка, в поездке на «машине», «поезде», «автобусе» пассажиры выходят, что бы прогуляться (по лесу, парку, собрать грибы, ягоды. Хороший двигательный эффект даёт организация сюжетной игры по типу «Мама кошка и котята», «Мама белка и бельчата», «Мама зайчиха и зайчата» — это позволяет во время игр двигаться (т. е. показывать как мама белка и бельчата прыгают с ветки на ветку, как ищут грибы; как мама кошка учит котят неслышно двигаться и т. п.).
Организуя простейшую трудовую деятельность во время прогулки продумываю, что бы организуемый труд был посилен детям, понятен по содержанию: собрать листья для букета, гирлянды, собрать игрушки, смести снег со скамейки, покормить птиц, сделать горку для кукол и др. Индивидуальную работу по развитию движений провожу обязательно и не только с теми детьми, кого наметила в календарном плане, а также с теми, кто заскучал, не нашёл чем себя занять. Долгое стояние приводит к тому, что зимой дети могут замерзнуть. Для индивидуальной работы по развитию движений обязательно использую пособия или атрибуты: синяя скакалка превращается в ручеёк, обруч в гнёздышко, две скакалки – в дорожку. В течение всей прогулки держу детей в поле зрения, дозирую двигательную нагрузку. В тёплое время года прогулка удлиняется, поэтому провожу ещё одну дополнительную игру большой подвижности и ввожу игры-упражнения типа «перепрыгнем через ручеёк», «пройдем по узенькой дорожке» и др.
Обязательно продумываю для прогулки выносной материал в соответствие с временем года, а также в соответствие с темой недели. В гости приходит на прогулку курочка, зайчик, котик, белочка, ёжик, кукла. Персонаж не просто приходит, а приносит атрибуты для подвижной игры, индивидуальной работы по развитию движений или вдруг неожиданно прячется, и дети его ищут под скамейкой, за песочницей, в песочнице. Такие игры помогают помимо развития движений знакомить детей с предлогами, а также получить навыки ориентировки в пространстве.
Правильно и хорошо организованная двигательная деятельность позволяет избежать переутомления и перевозбуждения, способствует хорошему аппетиту и сну детей.