Ульяна Чикина
Организация непосредственно образовательной деятельности в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
Макаренко А. С.
Ранний возраст, справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. Наука и практика признают уникальность и неповторимость раннего возраста, когда счёт идёт не на годы, не на месяцы, а на недели и даже дни. Именно в первые три года закладывается 80 % физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности. Психологи считают, что самый высокий потенциал творческого развития – от 2 до 3 лет. За это время ребёнок проходит громадный путь в своём развитии. Он учится видеть мир, понимать значение окружающих предметов, общаться с людьми, говорить и многое, многое другое. Именно в первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь здесь начало всех его будущих качеств и способностей. То, что ребёнок не получит в раннем детстве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому первые три года жизни – чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека.
Публикация «Организация непосредственно образовательной деятельности в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, игровой деятельности, сенсорное развитие, формирование основных психических процессов, развитие умственных познавательных и творческих способностей.
1. Формы организации обучения в ДОУ
Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы отличаются:
• по количественному составу участников,
• характеру взаимодействия между ними,
• способам деятельности,
• месту проведения.
В нашем детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми : по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части.
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.
2. Требования к организации непосредственно образовательной деятельности
Гигиенические требования:
• непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
• воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,
• не допускать переутомления детей на занятиях.
• предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
Дидактические требования
• точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
• творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
• определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
• выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
• обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
• использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки, словесные и игровые приемы, дидактический материал;
• систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования
• иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
• четко определить цель и дидактические задачи НОД;
• грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
• поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
• не смешивать процесс обучения с игрой, т. к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
• НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
• НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
• организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.
3. Классификация занятий в ДОУ (по С. А. Козловой)
Дидактическая задача
1. Занятия усвоения новых знаний, умений;
2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
3. Занятия творческого применения знаний и умений;
4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
Содержание знаний (раздел обучения)
1. Классические занятия по разделам обучения;
2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).
4. Формы организации обучения в повседневной жизни.
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
• прогулка, которая состоит из:
- наблюдений за природой, окружающей жизнью;
- подвижных игр;
- труда в природе и на участке;
- самостоятельной игровой деятельности;
• экскурсии;
• игры:
- сюжетно-ролевые;
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- спортивные игры;
• дежурство детей по столовой, на занятиях
• труд:
- коллективный;
- хозяйственно-бытовой;
- труд в уголке природы;
- художественный труд;
• развлечения, праздники;
• экспериментирование;
• проектная деятельность;
• чтение художественной литературы;
• беседы;
• показ кукольного театра;
• вечера-досуги;
В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности :
• предметно-игровая,
• трудовая,
• спортивная,
• продуктивная,
• общение,
• сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.
5. Методы и приемы организации обучения
В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.
Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
Сравнивая урок в школе и занятие в ДОУ, можно выделить следующие признаки сходства:
1. Одна и та же сущность: управление познавательной деятельностью детей, вооружение их знаниями и умениями и одновременное всестороннее воспитание. Обучение и в школе, и в ДОУ ведется по программам.
2. Четкая и строгая организация : всегда одно и то же время, четкое расписание, обязательность обучения для каждого ребенка, коллективная работа педагога со всеми детьми над одним и тем же материалом.
Наряду с таким сходством со школьным обучением, дошкольное обучение имеет свои особенности:
ШКОЛА ДОУ
Содержание обучения
В школе идет предметное обучение, ученики овладевают основами наук, знания даются в строгой научной логике.
В содержание школьного обучения входит также вооружение учащихся довольно сложными практическими умениями умственного труда: решение математических задач, написание сочинений, диктантов, составление схем, работа с книгой (чтение, конспектирование, цитирование). Содержание обучения в ДОУ проще. Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные их пониманию знания. Усваивая эти разделы обучения, дети подготавливаются к усвоению учебных предметов в школе.
Форма организации
а) по длительности:
4 – 6 уроков по 40 мин.
б) по структуре:
- организационный момент;
- проверка и оценка домашнего задания;
- сообщение нового материала или фронтальная проверка знаний (контрольная работа);
- закрепление изученного;
- задание на дом а) по длительности:
2 – 3 занятия в день длительностью от 10 до 35 мин.
б) по структуре:
- организационный момент;
- начало занятия (установки к ходу занятия);
- ход занятия;
оценка деятельности детей, подведение итогов (конец занятия).
Нет оценки знаний по 5-балльной системе, оценка только словесная, нет домашних заданий, нет контрольных работ.
Применяемые методы и приемы
В школе преобладают словесные и практические методы в сочетании с наглядными и игровыми. В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Например, Е. И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
6. Классическое занятие в ДОУ имеют следующие особенности:
Структура классического занятия
Структурный компонент Содержание
Начало занятия Предполагает организацию детей :
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
Ход (процесс) занятия Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Окончание занятия Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
Заключение
Раннее детство – особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческость и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого.
Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия. Однако эти воздействия имеют серьёзную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста.
Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Комплексные занятия могут быть интересной и, главное эффективной формой развития. Особенность этих занятий состоит в том, что они дают возможность объединения нескольких направлений: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, сенсорное развитие, изодеятельность, конструирование. В занятия включаются потешки, стихи, небольшие рассказы; развивающие и пальчиковые игры; игры с сюжетными картинками, игры-занятия с предметами ( с куклой: умываем, моем, стираем и гладим белье, моем игрушки и т. д. ; игры с водой: ловим сачком рыбку., опыты (тонет, не тонет; холодный, теплый, горячий и т. д.). Рассматриваются предметы, из чего сделаны, качество предметов, проводится работа с тактильными дощечками, показ сказок и мн. др.
Занятия проходят в форме игры, так как игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т. п.). Таким образом, в первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее».
Литература:
1. Аминов Н. А., Морозова Н. А., Смятских А. Л. Психодиагностика педагогических способностей. – М., 1994.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М., 1987.
3. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. – М. : Академия, 1999.
4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 1995, № 4.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
6. Буре Р. С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. – 1994, № 3.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1995.
8. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
9. Козлова С. А. «Я-человек» : программа приобщения ребенка к социальному миру // Дошкольное воспитание. – 1996, №1.
10. Козлова С. А, Куликова Т. И. Дошкольная педагогика. – М., 2001.
11. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
12. Комарова Т. С., Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. – М., 2005.
13. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Мозаика-Синтез, 2009.
14. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника// Дошкольное воспитание. – 1993, № 1.
15. Михайленко Н., Короткова Н. О воспитателе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1993, № 4.
16. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Мозаика-Синтез, 2009.