Тхелидзе Любовь
Организация речевой развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете
▼ Скачать + Заказать документы
Новый ФГОС уверенно шагает по стране. Вступивший в силу ФГОС ДО ставит к развивающей предметно-пространственной среде определённые требования. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО.
«Речевое развитие является одним из основных направлений развития и образования детей включает в себя «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».
Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде
Публикация «Организация речевой развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максималь-ную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соот-ветствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также воз-можности для уединения.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержа-тельно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариатив-ной, доступной и безопасной.
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.
Зоны речевой предметно-развивающей среды
• Зона индивидуальной коррекции речи
• Зона дидактического и игрового сопровождения
• Зона развития мелкой моторики
• Зона развития речевого дыхания и фонального восприятия
• Зона познавательно-речевого развития
• Зона методического сопровождения
• Информативная зона для родителей
Зона коррекции звукопроизношения, в которой находятся:
• настенное зеркало с дополнительным освещением,
• небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка,
• литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков,
• картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры).
Зона дидактического и игрового сопровождения
• Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);
• Занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, игрушки).
Зона развития мелкой моторики
В ней находятся разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, спичками, сухие пальчиковые бассейны, трафареты на различные лексические темы, картотеки пальчиковых гимнастик, а также различных упражнений на координацию речи и движения.
Зона развития речевого дыхания и фонального восприятия
Включает в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики» и прочее.
Очень любят дети мыльные пузыри, которые наглядно и действенно учат детей длительному и короткому, плавному и резкому выдоху. Хороши также в формировании у детей правильного речевого дыхания вертушки, мелкие легкие игрушки.
Зона познавательно-речевого развития
Пальчиковые игры, стихи, загадки, физминутки, упражнения на развитие речевого дыхания
Потешки, чистоговорки, игры на развитие фонематического слуха
Зона методического сопровождения
Представлена довольно вместительным книжным шкафом и содержит следующие разделы:
• справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии;
• материалы по обследованию речи детей;
• методическая литература по коррекции звукопроизношения;
• методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
• учебно-методическая литература по обучению грамоте;
• учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами).
Некоторые методы и приемы, которые использует учитель-логопед в своей работе давно уже вышли за рамки логопедического кабинета и успешно применяются воспитателями в организации ОД по развитию речи.
Метод пескотерапии
• Песок - это идеальная развивающая среда для развития и обучения, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать.
• Основная идея песочной терапии - игра с песком помогает ребенку избавиться от психологических травм путем перенесения в песочницу своих фантазий, установление контроля над своими внутренними побуждениями. Выражение их в символической форме облегчает здоровое функционирование психики.
• Цель песочной терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
• Песочные игры способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения, развивают творческий потенциал ребёнка, активизируют пространственное воображение, образно-логическое мышление.
Су-Джок терапия
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Многофункциональная дидактическая игра «Улитка»
Пособие предназначено для индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью.
Данное пособие можно использовать при работе над лексическими темами, проводить лексико-грамматические упражнения «Скажи ласково», «Мой, моя, моё», «Четвёртый лишний» и многие другие. Кроме того можно широко использовать пособие при обучении детей грамоте. развивать речевую активность, мышление, память.
Банчемс (Лепейник)
Банчемс — это мягкий конструктор-липучка. По сути каждая деталь — пластиковый шарик диаметром 1,5 см, состоящий из маленьких крючков. Цепляясь ими друг за друга, детали легко соединяются. Не нужно прилагать усилий, чтобы собрать и разобрать конструктор, с этим справится даже малыш.
Банчемс: легко собирается и разбирается, не вызывая затруднений у ребенка; обеспечит весёлое и увлекательное времяпрепровождение для всей семьи; развивает мелкую моторику и тренирует усидчивость; позволяет создавать интересные и необычные фигурки, применяя пространственное мышление. Конструктор способствует формированию наглядно-образного мышления, развитию мелкой моторики, фантазии.
Правильно организованная предметно-пространственная среда способствует полноценному развитию детей.