Лидия Ивановна Баранова
Организация развивающей предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Пространство психологического кабинета является частью развивающей предметно-пространственной среды (РППС) образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей развития детей, отвечать критериям функционального комфорта, а также соответствовать специфике профессиональной деятельности педагога-психолога.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2021
Основными направлениями работы специалиста являются:
• психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации образовательных программ;
• психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды учреждения;
• психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
• коррекционно-развивающая работа с детьми;
• психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
• психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья детей в процессе обучения и воспитания).
Исходя из этого, целесообразно разделять пространство кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. В кабинете должны быть выделены следующие зоны:
• первичного приема и беседы с клиентом;
• консультативной работы;
• диагностической работы;
• коррекционно-развивающей работы;
• игровой терапии;
• релаксации и снятия эмоционального напряжения;
• рабочая (личная) зона педагога-психолога;
• ожидания приема.
Такая сложная зональная организация рабочего пространства кабинета в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако это не предусмотрено проектом типового здания нашего учреждения. Поэтому организация развивающего пространства в кабинете, имеющего небольшие размеры (менее 10 метров, является очень сложной задачей. Тем не менее, постаралась сделать кабинет функциональным со следующим зональным разделением.
Рабочая зона, которая объединена с зоной консультативной работы, оснащена двумя стульями, рабочим столом, компьютером, принтером.
Рядом со столом поставлен шкаф, на верхних полках которого размещены необходимые диагностические, методические материалы, инструментарий для проведения психологических обследований. На закрытых полках хранятся индивидуальные карты детей, методическая, специальная и детская литература, картотеки игр, релаксационных упражнений, игротренингов, психогимнастик и т. д. На открытых нижних полках шкафа размещены пособия, игры, различные виды театров, наглядный и раздаточный материал по эмоционально-личностному и художественно-эстетическому развитию.
Зона диагностической и коррекционно-развивающей работы оснащена шестиместным столом, детскими стульями, учебной доской, мольбертом, и пр. Здесь нет лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могли бы отвлекать детей и мешать сосредоточиться на предлагаемых заданиях. При диагностике продумываю правильную рассадку детей, чтобы они сидели спиной к игровой зоне. Весь необходимый наглядно - демонстрационный, стимульный материал находится в специальных шкафах, имеющих дверцы. Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, имеется ковер, а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, мячи, конструктор, развивающие пособия и т. д).
Зона игровой терапии оснащена креслом – трансформером, дидактическими настольными играми, игровым оборудованием и игрушками, поделочными материалами, карандашами, альбомами. Здесь же имеется стенд для организации выставок детских работ (рисунков, аппликаций, поделок).
Сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей размещается на открытых полках на уровне роста детей в нескольких шкафах. В этой зоне уместно яркое оформление интерьера. Обстановка помогает детям быстро адаптироваться к условиям работы в кабинете.
Оборудован в кабинете и сенсомоторный уголок, предназначенный :
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д);
• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• снятия мышечного и психоэмоционального напряжения;
• создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
• повышения мотивации к самостоятельной деятельности детей.
Уголок удобен для доступа детей, объекты которого расположены на полках стеллажа. Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы образовательных и коррекционно-развивающих занятий, а также для проведения диагностики мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Общий вывод. В кабинете созданы оптимальные и комфортные условия с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к РППС. Создавая развивающую среду, я прежде всего учитывала такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда ребенок идёт с радостью и с удовольствием. И это удалось мне сделать.
Спасибо за внимание.