Рузич Олеся
Организация работы по речевому развитию детей в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста.
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя,
которое обеспечивает своевременное психическое
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый момент, когда малыш произнес первое слово. А на самом деле гораздо раньше.
Публикация «Организация работы по речевому развитию детей в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Психологи все чаще и настойчивее подчеркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является,
безусловно, главенствующей.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.
Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи, малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои мысли, чувства, переживания, делится впечатлениями. В процессе развития речи, ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Речь, как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.
Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. Поэтому развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, самостоятельную игру, занятия, направленные на развитие действий с предметами, двигательной активности и специальных занятий по развитию речи.
В этот период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Это в большинстве случаев связано с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную речь. Ребенок уже может по просьбе найти игрушку, а к 1г. 3м. он может выполнять простые действия, не сложные поручения.
До 1г. 6м. фразовая речь у детей отсутствует.
Со второй половины второго года жизни ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями (мама, би – би, а в 1г. 10м. употребляет двух и четырех словные предложения, но слова в таких предложениях еще не связаны друг с другом.
На своем опыте работы с детьми раннего возраста, я убедилась, что активный словарный запас имеет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы малыш начинает употреблять лишь тогда, когда активный словарь достигает 40 – 60 слов. Особенно быстро пополняется словарь к двум годам. Количество слов, которыми пользуется ребенок от 100 до 300. Чаще всего это существительные. Из прилагательных используются слова, обозначающие размер предмета. Я считаю, что объем словаря на прямую зависит от условий воспитания, от частоты общения со взрослым, а качество речи – от того, какие слова чаще употребляют окружающие, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Это подвело меня к мысли о том, что необходимо больше внимания уделять развитию речи детей. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Своевременное и полноценное формирование речи – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. В процессе развития речи у детей раннего возраста появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи и на развитие его собственной речи.
Работая с детьми раннего возраста, я из года в год сталкивалась с одними и теми же проблемами, а именно: очень мало материала по речевому развитию детей от 1 года до 2 лет. Имеющийся материал частично устарел и потерял свою актуальность, а новые разработки разбросаны по методической литературе. Таким образом, я пришла к выводу, что нужно систематизировать работу по развитию речи детей раннего возраста, обработав многие источники и внеся новые формы и методы работы.
В сентябре я провела ряд наблюдений с целью выявления речевых отклонений.
• все дети понимают обращенную к ним речь взрослого.
• 10 детей легко находят нужные предметы и выполняют элементарные поручения и инструкции.
• 8 детей активно пользуются речью, обращаясь ко взрослым и к сверстникам, используя простые слова и словосочетания.
• 4 ребёнка используют в речи предложения из 2 - 3 слов.
Также были обнаружены следующие проблемы:
• 8 детей не проявляют инициативу в общении со взрослым, не обращаются к нему с просьбой или высказыванием.
• 5 детей пользуются лепетной речью и упрощенными словами.
• 3 ребёнка заменяют речь мимикой и жестами.
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей раннего возраста хорошо развита пассивная речь, они способны выполнять словесные инструкции взрослого, но наряду с этим имеют не достаточно развитую активную речь.
В результате обследования детей по методике К. Л. Печоры (см. приложение, я составила следующие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста :
• Ежедневно проводить артикуляционную гимнастику и упражнения: «Улыбка», «язычок играет», «кошечка лакает молоко», «трубочка», «лошадка».
• Ежедневно использовать пальчиковые игры: «сорока – ворона», «ладушки», «петушок», «весёлые ладошки», «котик – коток».
• Использовать игры для развития воздушной струи : «закружи снежинки», «осенние листочки».
• Обогащать активный и пассивный словарь, опираясь на задачи по развитию речи.
• Учить выражать свои желания и потребности речью, а не жестами.
• Включать в жизнь детей игры – инсценировки и игры - драматизации по сказкам.
• Ежедневно использовать художественное слово (потешки, короткие стихи) в режимных моментах.
• Читать сказки с повторяющимися действиями.
• Рассматривать предметные и сюжетные картинки.
• Рассматривать игрушки и описывать их.
• Ежедневно использовать игры на развитие мелкой моторики рук.
• Учить выполнять поручения и инструкции взрослых.
Для детей с низким уровнем развития речи я рекомендую следующее:
• Учить понимать речь взрослого обращенную к нему.
• Учить активно использовать в речи простые слова и звуковые комплексы (би – би, тук – тук, ням – ням).
• Продолжать знакомить детей с названиями окружающих предметов, учить их узнавать их на картинке.
• Учить играть рядом с другими детьми.
• Играть вместе с другими детьми.
• Побуждать повторять за взрослым простые слова, отвечать на вопросы (что это?; кто это).
• Учить выполнять простые поручения взрослых.