Елена Стимаева
Сообщение из опыта работы «Организация освоения культурно-гигиенических и трудовых навыков для детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №20»
Сообщение из опыта работы
«Организация освоения культурно-гигиенических и трудовых навыков для детей раннего возраста (2-3 лет)»
Подготовила:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Стимаева Е. Н.
Дзержинск – 2018
Публикация «Сообщение из опыта работы „Организация освоения культурно-гигиенических и трудовых навыков для детей раннего возраста“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
По определению Н. Б. Мирской, гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения. В раннем детстве ребенок осваивает большинство культурно-гигиенических навыков. Г. А. Урунтаева отмечает, что это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.
Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они нужны. Дети уже понимают, что для умывания нужно мыло и полотенце, для еды – ложка и тарелка. Освоение бытовых процессов позволяют детям раннего возраста удовлетворять потребность в самостоятельности. Навык – это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Для того чтобы у ребенка выработался навык, воспитатель показывает каждую операцию и комментирует ее. Затем воспитатель действует вместе с ребенком, например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Постепенно воспитатель предоставляет малышу большую самостоятельность. Сначала контролируется выполнение операций и результат, а затем только результат.
Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Он начинает контролировать свой внешний вид: замечает неопрятность в одежде, грязные руки, просит помочь привести себя в порядок. Формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием мыла, полотенца, ложки, чашки и т. п. Малыш повторяет действия взрослого: складывает одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ест, пользуется салфеткой. Взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, подкрепляя положительной оценкой.
Методы и приемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
К методам формирования гигиенических навыков можно отнести :
1. Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур.
2. Пример взрослого.
3. Создание воспитывающих ситуаций.
4. Поощрение, которое помогает ребенку поверить в свои силы.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс интересным, доступным, увлекательным. Необходимо учитывать возрастную особенность – стремление к самостоятельности. На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя. Это позволит сохранить эмоционально-положительный настрой.
Для успешного решения задач воспитания гигиенических навыков рекомендуется использовать ряд педагогических приемов:
1. Показ и объяснение.
В раннем возрасте показ должен сопровождаться пояснением. Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию. Напоминание может быть косвенным и прямым.
2. Упражнение и контроль.
Без упражнения ни один навык не может быть сформирован. Только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы. Контроль важен на начальной стадии формирования навыков. Отсутствие контроля ведет к формированию лишних отдельных навыков.
3. Пример взрослых.
Пример может быть прямым: «Делай, как я!» и косвенным: воспитатель использует формы, которые вызывают интерес у детей.
4. Игровые приемы.
Игровые приемы позволяют воспитателю более активно воздействовать на малыша. Помогают закрепить имеющиеся навыки дидактические игры, игра «в ошибки».
5. Иллюстрации, художественное слово, книги, беседы и т. д.
Все это уточняет представления детей о том, как надо применять тот или иной навык.
6. Единство требований со стороны взрослых.
Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем помощником воспитателя и в семье.
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые в детском саду. Обязательным условием является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Должны быть созданы все условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
В своей работе для организации освоения детьми культурно-гигиенических и трудовых навыков я использую наглядно-дидактический комплект «Гигиенические основы воспитания детей раннего возраста : алгоритм в картинках». Первое, с чего необходимо начать: создать проект развивающей среды для детей своей группы, учитывая их потребности, интересы, возраст. Самое важное – развивающая среда должна развивать, а не давать готовые варианты ответов на те или иные исследовательские вопросы детей.
Совместную деятельность воспитателя и детей важно выстраивать в игровом пространстве группы, а также в раздевалке, умывальнике, спальне. Важно располагать алгоритмы в тех местах, где дети смогут самостоятельно изучать правила и нормы.
Дидактические картинки можно расположить друг за другом и по мере изучения каждой картинки из алгоритма той или иной направленности составлять всю цепочку. Такой способ использования картинок делает развивающую среду группы гибкой, мобильной, разноплановой.
Также, для организации освоения детьми культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать литературный ряд: С. Осинина «Входишь с улицы домой…», потешка «Наша Маша маленька», стихотворение З. Александровой «Мой мишка», Н. Павловой «Чьи башмачки?», И. Муравейка «Я сама», О. Чернорицкой «Ботинок», А. Шибаева «Какая одежда?», В. Зайцева «Я одеться сам могу…», С. Капутикян «Что мне делать?».
Для закрепления алгоритмов используется дидактическая кукла Маша, альбомы, открытки, иллюстрации на тему «Одежда», атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр.