Оксана Доронина
Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Доронина Оксана Викторовна, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6».
Как у маленького деревца, поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у
своих детей чувства безграничной любви к Родине
В. А. Сухомлинский
Условия возникновения опыта.
Публикация «Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями с использованием ИКТ» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций. Не развито у старших дошкольников чувство гордости за достижения своей семьи, родного края, страны.
В настоящее время особенно трудна работа с родителями, которая требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Многим родителям просто неизвестно что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого – к далекому», поэтому дорогу нравственно-патриотического воспитания детей я начала прокладывать от любви к родителям (родному дому)- к детскому саду- к улице –к городу- до любви к родной стране.
На сегодняшний день, в век компьютеризации и информатизации, ДОУ не может оставаться в стороне и от современных информационных технологий. И у меня возникла необходимость создания педагогического опыта с применением ИКТ, которое способствовало бы совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, побуждению интереса у детей к НОД, повышению компетентности родителей в воспитании патриотических чувств у дошкольников. Так возник проект «Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями с использованием ИКТ», для которого я разработали интерактивные игры и пособия, а также дидактический материал.
Актуальность.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью поиска резервов повышения эффективности педагогического процесса в решении вопросов организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у людей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Явно недостаточной является и работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Одной из проблем современного образования является то, что в процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения. Воспитание нравственно-патриотической личности показывает, что самым слабым звеном сегодняшней деятельности является семья. Поэтому, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье нужно сохранять и передавать русские традиции, ценности созданные предками.
Важность нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 г. г.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2011 года. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России, определяет основные пути развития системы нравственно-патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. Особое место в программе уделено воспитанию нравственно-патриотических качеств у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к своей малой Родине, стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Но необходимо учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Поэтому одним из механизмов повышения качества нравственно-патриотического воспитания, является внедрение в практику работы с детьми, обучающих пособий и игр, основанных на использовании интерактивных средств обучения.
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в современных условиях построения новых идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников :
• Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными, резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания;
• В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине;
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания дошкольников, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа. Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников (Н. В. Алешина, Е. Ю. Антонов, О. Л. Зверева, Л. В. Левина, М. Д. Маханёва, Н. В. Микляева и др.) А. А. Майер, О. И. Давыдова, И. В. Воронина в работе «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» указывают на то, что использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье. А именно:
- рост образования родителей;
-повышение материального достатка молодых семей;
-мобильность современных родителей;
-повышение коэффициента детско-родительского общения;
-доступность информации и др.
В связи с этим авторы утверждают, что педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребёнка. В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (К. Ю. Белая, И. Калаш, Т. С. Комарова, Л. С. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. В. Туликов и др.)
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)— это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. И. Калаш в работе «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» приводит перечень технических средства ИКТ, применимых в детском саду. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, цифровые фото- и видеокамера, программируемые игрушки и другие подобные устройства.
Исследователи выделяют критерии эффективности использования ИКТ :
-экономичность;
-компактность;
-наглядность;
-возможность проведения мониторинга;
-возможность творческого развития личности.
В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:
1. Создание презентаций.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Исследователи считают, что применение информационно-коммуникационных технологий— это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Поэтому целью работы является организация процесса патриотического воспитания дошкольников через активное использование информационно-коммуникационных технологий в разнообразных формах работы с семьями воспитанников.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы использования ИКТ в работе с дошкольниками и их родителями.
2. Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
3. Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
4. Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
5. Выявить потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности по патриотическому воспитанию дошкольников.
6. Повысить педагогическую грамотность родителей по проблеме формирования начал патриотизма у старших дошкольников.
7. Укрепить статус и престиж семьи, уважительного отношения всех членов семьи между собой, т. к. мы прекрасно понимаем без взаимодействия с семьей воспитание невозможно.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в непосредственно образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки). В образовательной деятельности: игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок, видеотека, информационная корзина.
Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное. Презентации позволяют включать различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио- фрагменты детских высказываний. Использование возможностей мультимедийной презентации позволило в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Просмотр видео- и фотоматериалов, иллюстрирующих образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей. Ежегодно родители получают CD, DVD, флеш-карты с фильмами и фотоматериалами, созданными в ходе различных видов и форм деятельности детей. На таких носителях записаны занятия, игры, экскурсии, праздники. Это позволяет сделать наглядным содержание образования дошкольников.
Содержание этапов опыта:
1 этап 2 этап 3этап
1. Входная диагностика целевых ориентиров.
2. Анкетирование родителей.
3. Создание игр и пособий для интерактивной доски.
4. Анализ литературы.
5. Подбор материала. .Проведение комплекса учебно-воспитательных мероприятий для детей и родителей с использованием ИКТ.
1. Итоговая диагностика целевых ориентиров.
2. Планирование работы по проекту на следующий учебный год, с созданными новыми дидактическими играми и пособиями.
На 1 этапе в начале учебного года мною был проведен отбор и анализ литературы по
проблеме исследования, сбор информации, определение целей, задач и выбор методов и средств их решения, разработка дидактических игр, предварительная диагностика, анкетирование родителей. Мониторинг по картам целевых ориентиров показал, что высокого уровня сформированности нравственно-патриотических чувств нет (0%, средний уровень имеют 75% детей, а низкий 25%.
Входная диагностика
Высокий Средний Низкий
Кол-во (чел) Кол-во(%) Кол-во (чел) Кол-во(%) Кол-во (чел) Кол-во(%)
0 0% 15 75% 5 25%
Для изучения воспитания нравственно-патриотических чувств в семье мы использовали анкеты для родителей. Анкетирование проводилось в сентябре месяце. В опросе участвовало 16 человек. Данные анкет показали, что нравственно-патриотическому воспитанию в семье уделяется недостаточное внимание.
На 2 этапе реализации опыта проводился комплекс учебно-воспитательных мероприятий с использованием ИКТ.
Реализация комплекса мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию с родителями (в течение года, с использованием ИКТ)
Мероприятия представлен в виде блоков.
Блок 1 «Семья» (В течении года)
Цель: знакомство с историей своей семьи.
Название мероприятия Дети Родители
Составление «Семейный альбом»
Дети рассказывают про семью на основе составленных альбомов. Предложить родителям составить семейный альбом, можно в виде презентации.
Просмотр презентации и альбомов «Мой семейный альбом»
Конкурс поделок «Мой папа- мастер» Дети и родители совместно делают поделку на любую тему
Презентация поделок, показанная на родительском собрание.
Конкурс «Герб моей семьи» Рассказ о гербе семьи Предложить родителям придумать герб своей семьи.
«Мой папа самый лучший» Шуточные конкурсы: пап и сыновей.
«Украшение для мамы» Дети и их папы изготавливают украшения для мамы.
Блок 2 «Мой город»
Цель: расширение кругозора детей и родителей о родном городе с использованием средств ИКТ.
Совместный с родителями краткосрочный проект «Улицы родного города» НОД «Улицы родного города» Родители фотографировали свои улицы и искали информацию о своей улице
Совместный просмотр презентации проекта «Улицы родного города»
Открытое занятие для родителей «Город мой мы гордимся тобой»
НОД
Совместно с родителями собирали материал по достопримечательностям города», составление рассказов «Любимые места»
Авторские интерактивные игры «Мой город» Использование интерактивных игр в НОД: «Найди герб Иваново», «Собери флаг, герб Иванова», «Заколдованный город» и др. Показ родителям интерактивных игр и раздача cd- дисков с играми и руководством по использованию
Блок 3.
«Защитники Родины»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста чувство гордости и уважения к защитникам Родины.
Развлечение к 23 февраля «Мой папа-солдат» НОД «Защитники Родины»
Спортивно-музыкальное развлечение, приуроченное к Дню защитника Отечества
Выставка рисунков и фотографий «Есть такая профессия - Родину защищать!» Дети рисуют рисунки про отцов или дедов, как они Родину защищали или фотографии.
Показ презентации «Мой папа-солдат».
Тематическая неделя «70 лет Победы в ВОВ» Конкурс «Чтецов» Выступление на конкурсе Подбор стихов и костюмов
Изготовление подарков для ветеранов ВОВ Сбор информации про своих предков участвующих в ВОВ
Концерт с презентацией для ветеранов ВОВ Показ фильма «Страшные годы войны»
Просмотр мультфильмов про войну
Поздравление ветерана ВОВ на дому На персональном сайте фотоотчет о мероприятиях посвященных 9 мая
Концерт для ветеранов в местечке Митрофаново.
Блок 4 «Моя Родина-Россия»
Цель:воспитание любви к Родине, чувства гордости за свою страну Россию.
Просмотр презентации «Как жили наши предки» Совместно дети и родители
Изготовление мини-музея «Русская изба» Изготовление атрибутов для музея Изготовление панно – русской избы
Создание музея «Русская изба» в переходе детского сада НОД «В гостях у бабушки Варварушки» Сбор предметов быта для музея
Выставка «Тряпичной куклы» в рамках благотворительного марафона «Ты нам нужен» Ознакомительная беседа и презентация «Русские куклы» Выставка и мастер-класс по изготовлению «КуклыТравницы» с презентацией ее изготовления.
Благотворительная работа на «День защиты детей» Выступление в ОГКУ СО «СРЦН» Фотоотчет на персональном сайте
Выставка атрибут «Символы России – история страны» Дети вместе с родителями изготавливают символы России.
День независимости России Познавательное развлечение «Моя Россия» Историческая викторина «Государство Российское»
Мероприятие, посвященное Дню Государственного флага России. Музыкальное мероприятие с участием родителей и детей.
Родителям предлагались занятия-практикумы, консультации, беседы, участие в совместных мероприятиях. Мамы и папы стали активными участниками творческого конкурса по придумыванию дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию. Участие родителей, воспитателей и детей в разработке игр было полезно для сплочения детей и взрослых, а также способствовало интеллектуальному и творческому развитию детей.
3 этап включает в себя анализ эффективности реализации опыта с помощью карт целевых ориентиров. Мониторинг диагностических исследований показал, что произошла позитивная динамика в нравственно-патриотическом развитии детей. На следующий учебный год мною были запланировано пополнение учебно-воспитательного процесса новыми интерактивными средствами обучения.
Итоговая диагностика
Высокий уровень Средний Низкий
Кол-во (чел) Кол-во(%) Кол-во (чел) Кол-во(%) Кол-во (чел) Кол-во(%)
10 50% 9 45% 1 5%
Главная задача— формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей. Это может быть достигнуто при участии педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности: тренинги, кружки для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей, совместные досуги и праздники, викторины, тематические вечера, турпоходы, выставки совместного творчества. Позиция родителей изменилась, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада. Использование средств ИКТ не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Результативность опыта, достигнутые эффекты.
Анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает :
1. Значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;
2. На НОД по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов, с увлечением работают на интерактивной доске.
3. С удовольствием рассказывают о семье, традициях;
4. Хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;
5. Проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;
6. Уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
7. Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
8. Интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.
Таким образом, использование ИКТ позволили в интересной форме изучить и закрепить эти знания и увеличить познавательный интерес к нравственно-патриотическому воспитанию.
Перспективы использования ИКТ в работе с родителями :
- Создание мультимедийных презентаций по материалам экспозиций краеведческих и художественных музеев города Иванова
-Обобщение и распространение передового опыта семейного воспитания по формированию у дошкольников начал патриотизма (фото-видеоальбомы, мультимедийные презентации, буклеты).
-Составление родителями электронного портфеля творческих работ, выполненных дома совместно с детьми
-Электронные творческие отчеты посещения семьями воспитанников исторических мест, достопримечательностей, социально-значимых событий города.
-Создание медиатеки по патриотическому воспитанию дошкольников «В помощь родителю».
-Размещение на сайте ДОУ консультаций, опыта работы по формированию начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста «Растим патриотов».
Диссеминация педагогического опыта
Семинар-практикум
Мастер-класс
Сайт
Литература.
1. Матова В. Н Краеведение в детском саду. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
2. Пчелинцева Е. В. Непреходящие ценности «Малой Родины» программа нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, Иваново, 2009
3. «Родничок» региональная программа по дошкольному образованию, Иваново, 1999
4. Сертакова Н. М., Кулдашова Н. В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. – Волгоград: учитель, 2015
5. Газета «Дошкольное образование»/М. : Первое сентября, 2010
6. Журнал «Дошкольная педагогика»/СПб. : Детство-Пресс, 2007-2014