Дина Владимировна Сидорова
Организация работы с родителями по сенсорному воспитанию детей младшего возраста
▼ Скачать
Тема моего доклада «Организация работы с родителями по сенсорному воспитанию детей младшего возраста», а эпиграфом к нему будет древняя китайская мудрость «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Публикация «Организация работы с родителями по сенсорному воспитанию детей младшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Вначале своего выступления я раскрою понятие «Сенсорное развитие» детей и его значение (1, затем расскажу о работе педагогов и методических рекомендациях для родителей по сенсорному воспитанию ребёнка раннего возраста (2, а в заключении о том, как организовать работу с родителями по сенсорному воспитанию детей, как донести до них эту очень важную информацию (3).
1. Сенсорное развитие детей – это развитие их восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для накопления определённых знаний о мире, усовершенствования деятельности органов чувств. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаё т мир:
1. ЗРЕНИЕ (зрительные ощущения – ребёнок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве).
2. СЛУХ (слуховые ощущения - ребёнок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учиться их различать).
3. ОСЯЗАНИЕ (осязательные ощущения – ребёнок ощущает посредством прикосновений различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей).
4. ОБОНЯНИЕ (обонятельные ощущения – ребёнок вдыхает и учиться различать разнообразные запахи окружающего мира).
5. ВКУС (вкусовые ощущения - ребёнок пробует и учиться различать на вкус разнообразные продукты и блюда).
Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.
Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект представляет, ребёнку мало его увидеть и услышать, ему нужно его еще потрогать и даже попробовать на вкус. Только так в данный момент он воспринимает понятия, характеризующие свойства предмета: гладкий, шероховатый, сладкий, горький, маленький, большой и т. д. Развитие сенсорики происходит путём узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша.
Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. С одной стороны, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребёнка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видов труда. Исследования, проведённые отечественными психологами и педагогами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка. Неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребёнок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культуры. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога, родителей по развитию и обогащению чувственного опыта ребёнка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Итак - от того, насколько точно малыш научиться воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
2. В работе педагогов по сенсорному развитию детей :
а) был сделан акцент на игровую форму деятельности, ведь как известно, внимание детей раннего возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно – действенным мышлением. Для каждой из пяти сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) можно разработать простые и интересные упражнения, игры, используя доступные всем подручные средства. Например:
«Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения. Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите его любимую мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите её по частям его тела. Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т. д.
Именно игра с движением, элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности стала для малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребёнка.
Игра "Подбери кораблику парус"
Цель: Учить находить предмет соответствующего цвета, закреплять различение цвета.
Оборудование: карточка с изображением корабликов 4 основных цветов и паруса таких же цветовых оттенков.
Ход:
Воспитатель предлагает детям подобрать кораблику парус определённого цвета и объясняет, что кораблик поплывёт только тогда, когда парус будет подобран правильно.
Игра "Цветные варежки"
Цель: Учить подбирать предмет, соответствующий по форме и цвету.
Оборудование: цветная варежка из картона с отверстиями по середине, вкладыши, соответствующие отверстию.
Ход:
Воспитатель обращает внимание детей на варежки и рассказывает, что дети играли во дворе и у них порвались варежки. Даёт каждому по варежке, а заплатки лежат в общей коробке. Ребёнок должен самостоятельно найти заплатку и зашить варежку.
Игра "Собери машину" и др.
Цель: Учить собирать целое из частей геометрических фигур.
Оборудование: карточка с наклеенной на ней машиной, выложенной из геометрических фигур. Пустая карточка и к ней такой же набор геометрических фигур.
Ход:
Ребёнок должен выложить машину по образцу. Воспитатель при этом задаёт ему вопросы по закреплению названий геометрических фигур, если нужно помогает ребёнку.
Конечно, сенсорная деятельность ребёнка зависит от того, как устроена игровая, предметно – развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий материал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Вся мебель в группах раннего возраста размещена таким образом, что площадь группы максимально освобождена для игр и подвижной деятельности.
б) Так же главным приоритетом для педагогов является предметно - исследовательская деятельность детей, которая направлена на изучение и обследование окружающего мира. Недостаточно предоставить малышу разнообразные предметы для исследования и назвать их свойства. Очень важно научить ребёнка анализировать отдельные признаки каждого предмета (цвет, форму, запах, вкус, чтобы научить его классифицировать объекты. Этому ребёнок учится, усваивая так называемые сенсорные эталоны. К примеру эталоны формы это геометрические фигуры, эталоны цвета – семь цветов спектра, эталоны веса - пёрышко и камень. Поэтому ребёнка нужно сначала научить распознавать сенсорные эталоны. А затем приучать находить эталонные объекты в реальных вещах (например, в картинке дома отыскать круглые и прямоугольные части, различные цвета). Для исследования можно предложить такие полезные материалы как:
• Фольга. Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе разгладьте фольгу обратно. Пошуршите кусочком фольги в процессе её сминания. Если ребёнок уже разговаривает, обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки.
• Крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны. Разнообразие форм перечисленных предметов даст простор не только испытываемым ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана или шишку (покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует форму этих предметов. На примере круп и фасоли можно потренироваться в определении величин – большая, маленькая.
«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти, закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребё нку несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Затем попросите малыша отвернуться, а предметы рассортируйте по непрозрачным мешочкам. Когда ребёнок повернётся, попросите его закрыть глаза и наощупь определить то, что находится в каждом мешочке.
• Песок, вода. Поощряйте игры ребёнка на открытом воздухе с этими материалами. В зимнее время хорошим заменителем песка в домашних условиях может быть манная крупа. Налейте немного воды в ёмкость с манкой. Позвольте ребёнку размешать полученную субстанцию, обсудите его ощущения.
Соблюдение воспитателем методических рекомендаций, а это:
- учить детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки;
- в течение дня многократно называть детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал);
- знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции;
- процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием;
- поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями;
- чаще задавать ребёнку вопросы;
- учить детей действовать в определённой последовательности, по заранее продуманному плану;
- в процессе восприятия необходимо включать движения обеих рук (провести рукой по контуру, обрисовать его);
- закреплять полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисование, лепке, аппликации, конструировании);
- обогащать и насыщать предметный мир ребёнка, разнообразить мир вещей, которые малыш может потрогать, обследовать;
- учить детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.
и внимательно продуманная организация детей на занятиях (по возрасту и уровню развития, приводит к прочному усвоению сведений и умений по сенсорному развитию всей группы.
Не стоит забывать, что дети младшего возраста в силу своих возрастных и индивидуальных способностей не сразу усваивают программный материал, поэтому педагог одно и то же содержание повторяет несколько раз, но с обязательным изменением, усложнением заданий и с использованием другого наглядного материала. К тому же необходимо помнить об индивидуальных особенностях восприятия каждого ребёнка. Нельзя проводить обучение, оказывая давление, принуждая ребёнка к занятиям. Что-то он будет делать с удовольствием и легко, а какие-то задания вызовут затруднения и малыш откажется их выполнять.
Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что в результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;
- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т. п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. д.);
- активно используют "опредмеченные" слова-названия для обозначения формы (крыша, мяч);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета.
Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребёнка раннего возраста в семье.
Для того чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребёнка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир с вашим ребёнком.
2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои рассуждения.
3. Задавайте ребёнку как можно больше вопросов.
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт, развивающее общение – это всегда немного общение «навырост».
6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.
7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
8. Ходите с ребёнком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.
3. Как организовать работу с родителями по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
1. Общая лекция - рассказать об особенностях познавательной деятельности ребёнка данного возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды.
2. Памятка- для каждой семьи с кратким содержанием лекции.
3. Справочный материал – вывешивается на стенд для родителей. Можно отразить правила общения с детьми варианты игр, адреса магазинов, где можно приобрести качественные игрушки на развитие сенсорики, дать перечень этих игрушек и т. д.
4. Библиотечка для родителей - в неё войдут периодические издания на заданную тему, а также новинки популярной литературы.
5. Консультации по теме и индивидуальные консультации – проводятся с учётом особенностей каждого ребёнка. Проводятся как по инициативе родителей, так и инициативе воспитателя.
6. Семинар – практикум- по организации сенсорного воспитания ребёнка в семье. Сочетает в себе лекционный материл и описание примеров из жизни в сочетании с наглядностью.
7. Тренинги – формируют у родителей необходимые навыки общения с ребёнком, организации наблюдений за живыми и неживыми объектами, проведения простейших экспериментов. Проведения познавательной беседы.
8. Семейные проекты – позволяют родителям в тесном контакте с педагогом проводить исследовательскую деятельность и учить этому ребёнка.
9. Дискуссионные клубы – где родители могут не только задавать возникшие вопросы, но и делиться своим положительным опытом.
10. Встречи со специалистами – где родителя могут получить максимально полную консультацию по теме вопроса.
11. Беседы – проводятся с родителями практически ежедневно. В неофициальной обстановке воспитатель знакомит родителей с успехами детей, с какими трудностями они сталкиваются, в какие игры играет тот или иной с удовольствием, а кто пассивен. Ведь большую часть времени ребёнок проводит в общении с воспитателем, а родители хотят как можно больше знать о своём чаде. Этот мобильный стиль общения сближает как родителей и воспитателя, так родителей и детей. Так беседуя с родителем, воспитатель предлагает ему присоединиться к игре ребёнка и совместно закончить её, если позволяет время. Дети с удовольствием готовы демонстрировать свои успехи мамам и папам, они становятся более уверенными в себе, видя одобрительные взгляды близких, а родители наглядно видят, что у них хорошо получается, а что вызывает трудности. И в свободное от работы время они обязательно постараются помочь своему ребёнку преодолеть эти затруднения. Например, если ребёнок с трудом различает цвета, то родители будут обращать его внимание на цвет одежды, на цвет окружающих предметов в быту, в природе, рисование красками, карандашами. Беседа с непосредственным участием родителей в игровой, познавательной деятельности детей содержит в себе много полезной информации для всестороннего развития ребёнка.
Методические рекомендации для родителей по созданию предметно – развивающей среды в семье.
Для детей 1.5 – 2.5 года
В этот период для познавательного развития ребёнка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.
- желательно, чтобы ребёнка окружали игрушки из различных материалов (дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причём предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам);
- большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребёнок имеет возможность пересыпать и переливать из одной ёмкости в другую;
- различные движущиеся игрушки;
- игрушки для построения ряда по возрастанию – убыванию : пирамидки, матрёшки и т. д. ;
- игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
- самодельные свистящие, шумящие, гремящие скрипящие, шуршащие предметы.
Это могут быть:
- банки из –под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д. ;
- шуршащие метёлки из обрезанной магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п. ;
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т. п. ;
- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т. д. ;
- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, обёрточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;
- перевёрнутые детские формочки, вёдра;
- свистки и дудочки из глины и дерева.
1. Конструкторы и мозаика.
2. Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.
3. Игрушки контрастных размеров. Игрушки различной формы (круглые, кубические).
4. Ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить – достать, насыпать – высыпать.
5. Книги с большими предметными картинками.
6. Качели, прыгунки, мягкие модули.
Для детей 2.5. – 4 лет.
Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
1. Разрезные картинки, кубики с картинками.
2. Парные картинки.
3. Трёхместные матрёшки, пирамидки, формы – вкладыши.
4. Несколько видов мозаики.
5. Разнообразные некомплектные конструкторы.
6. Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, макарасы, гитара, трещётки и др.). Банки разного размера.
7. Шнуровки, застёгивающие коврики.
8. Машинки крупные, средние, куклы разной величины, мебель.
9. Игрушечные животные.
10. Тканевые мячики.
11. Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.