Насырова Алия Файрузовна
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто где родился, там и пригодился»
Народная мудрость.
Воспитание нравственности ребенка дошкольного возраста - один из самых важных компонентов в развитии личности. В этом возрасте развиваются представления об обществе, закладываются предпосылки гражданских качеств, культуре, закладываются предпосылки гражданских качеств.
Публикация «Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
Дети должны знать свою культуру и историю своей Родины. Приобщение ребенка к культуре своего народа приводит к воспитанию уважения, гордости за земля, на которой проживаешь.
Дошкольный возраст, с точки зрения психологии, является наиболее благоприятным для патриотического воспитания, потому что ребенок доверяет взрослому, подражает ему. В этом возрасте дети легко внушаемы, эмоционально отзывчивы, испытывают искренние чувства. Впечатления, знания, которые человек пережил в детстве, остаются с ним на всю жизнь.
Базовый этап формирования у дошкольников патриотизма - накопление детьми социального опыта жизни и усвоение принятых в обществе норм взаимоотношений и поведения.
Патриотизм включает в себя следующие компоненты, реализуемые в обществе и природе: когнитивный (представление, знание, эмоциональный (чувство) и поведенческий (умение, навык).
Когнитивным компонентом обеспечивается содержание работы по воспитанию патриотизма. Поведенческий компонент выполняет диагностическую функцию. Ведущим компонентом в дошкольном возрасте является эмоциональный.
Представления у детей дошкольного возраста расширяются постепенно. Система обобщённых знаний формируется к 6-7 годам. Дети овладевают нравственным суждением, оценкой, понятием, а также познавательным интересом к окружающему миру.
Характерная черта воспитания у дошкольников - слитность нравственных знаний и чувств. Знания оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, если они окрашены переживаниями и чувствами.
Для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста надо решить следующие задач:
- воспитать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, детскому саду, дому, городу, улице;
- формировать бережное отношение к всему живому и природе;
- развивать интерес к русским традициям;
- расширять знания о своём и других городах;
-знакомиться с символикой;
-развивать чувство ответственности за достижения страны.
Для реализации поставленных задач можно использовать следующие программы: Н. Г. Комратова «Патриотическое воспитание», Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о Защитниках Отечества», Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание», «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
Обучение детей осуществляется на занятиях и в нерегламентированной свободной деятельности детей, так как происходит не только воспитание патриотических чувств, но и формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Задачи воспитателя :
- отобрать объекты, впечатления от которых являются доступными для детей. Эпизоды должны привлечь внимание детей, быть образными, яркими, конкретными, вызывать интерес, целесообразны, неповторимы, характерны для данной местности (свой быт, своя природа, традиции);
- отобрать сведения и понятия, которые ребенок дошкольного возраста способен усвоить (частота посещения, близость расположения, удобство, назначение);
- расширить диапазон объектов для детей старшего дошкольного возраста – это район и город в целом, его исторические места, достопримечательности, памятники, символика города. Дети старшего дошкольного возраста должны знать : название своего города, название своей улицы и прилегающих к ней, в честь кого названы;
- большое значение имеет пример взрослого, особенно близкого человека (конкретный пример).
- прививать детям важные понятия: «любовь к Отчизне», «долг перед Родиной», «ненависть к врагу», «трудовой и фронтовой подвиг».
- знакомить с другими городами, столицей, символикой государства.
- показывать большое через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Основная форма патриотического воспитания - тематические занятие, игра, экскурсия, наблюдение, нерегламентированная деятельность по некоторым темам – праздник, досуг, развлечение.
Возрастные особенности требуют применение игровых приемов, многократное обращение к одной и той же теме, подкрепления разнообразными играми, продуктивный вид деятельности (изготовление коллажа, поделки, альбома, тематическое рисование, посещение музея, организация музея в детском саду.
Важное условие патриотического воспитания дошкольников - тесная взаимосвязь с семьей, родителями. Особо значимыми являются семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение отдельных предприятий и помещений с родителями, организация фотовыставки и рисунков дошкольников, совместный проект «Дети-родители».
Конечно, это все приобщает дошкольников к истории своего народа и края, воспитывает любовь к Родине.