Анна Попова
Организация работы логопеда по образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Во ФГОС ДО присутствуют следующие направления (образовательные области) : социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно–эстетическое развитие;
физическое развитие.
Наиболее важным в работе логопеда является именно речевое развитие обучающегося.
Публикация «Организация работы логопеда по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Следующие показатели речевого развития, которые указаны в ФГОС ДО: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Опор в коррекционной работе на эти целевые ориентиры и делает эту самую работу соответствующей ФГОС ДО. Основываясь на методологические рекомендации отечественных учёных-педагогов, логопедическую работу по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уровня можно разделить на несколько этапов (основываясь на разработанных Филичевой Т. Б., Нищевой Н. В. И т. д. программ работы с детьми)
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей
1).понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2). произносительной стороны речи;
3). самостоятельной развернутой фразовой речи;
4). подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
В работе выделяются следующие виды занятий по формированию:
• связной речи;
• словарного запаса, грамматического строя;
• произношения.
Программа, которая построена на формирование этих сфер: развитие связной речи, словарного запаса и грамматического строя, а также работа по развитию произношения соответствует прописанным нормам и правилам ФГОС ДО и данная программа идёт в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, то есть она позволяет развивать владение устной речью обучающихся, позволяет развивать у обучающихся речь для выражений собственных мыслей и желаний, а так же данная программа способствует развитию у обучающихся предпосылок грамотности на этапе завершения дошкольного образования.
Основными организационными формами логопедической работы были выбраны :
– индивидуальная логопедическая работа;
– подгрупповая логопедическая работа
Работа по развитию словарного запаса, грамматического строя.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
С учё том этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
а) расширение объёма словаря; б) уточнение значений слов; в) формирование семантической структуры слова; г) организация семантических полей; д) активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря. Специфика работы с данной категорией детей подразумевает то, что существует необходимость уточнения следующих компонентов значения слова: денотативного, контекстуального, а так же формированием сигнификативного компонентов значения слова.
При работе над денотативным компонентом значения слова нужно учитывать последовательность, необходимо учитывать речевые и психофизиологические особенностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Работа над этим компонентом подразумевает в дальнейшем плавный переход к сигнификативному компоненту.
Хочется заметить, что в основе сигнификативного аспекта лежит непосредственное значение слова. Значение слова это отношение между звучащим словом и понятием, поэтому работа по формированию слова должна включать: формирование понятия, системной лексики, выделение существенных признаков предмета.
При работе с данной категорией детей следует обязательно уделять внимание понятийному компоненту, так как у детей с данными нарушениями этот компонент зачастую задерживается.
Важным этапом является формирование осознания структуры значения слова, для этого проводится обучение дифференцировке значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.
Далее идёт работа по уточнению контекстуального значения слова, в том числе в случае его многозначности. Такая работа наиболее важна при работе с ребёнком по развитию глагольной лексики детей (идёт человек, идёт занятие, идёт время; поёт девочка, поёт соловей и т. д.). Это о собенно важно при работе с данной категорией детей. З. А. Репина разработала методику развития словаря через расширение семантического поля слова, которая позволяет преодолеть слабость языковой наблюдательности, бедность языковых представлений и обобщений на основе активизации и обогащения словаря через обучение различным способам словообразования, развитие функции словоизменения, расширение полей значения слов различных частей речи. Как говорил А. Р. Лурия, слово указывает не только на предмет, действие, и так далее, но и вызывает целый комплекс ассоциат, то есть семантическое поле. Необходимо вводить новые слова в речь дошкольника с помощью семантических полей, с обязательным уточнением того, как связанна лексема с другими единицами данного семантического поля, с выделением общих свойств, характеристик и признаков с другими лексемами. Семантическое поле может быть парадигматическим, синтаксическим или грамматическим. Семантическое поле вокруг одного слова собирает много других слов.
Благодаря этому семантическому полю мы запоминаем слова, и если мы вдруг забываем слово, то ищем его в этом семантическом поле. Семантическое поле у каждого человека своё, она может зависеть от возрастных, географических условий, она может зависеть от национальной принадлежности человека, а также от культурно–историчексих традиций народа. Семантическое поле показывает, что словарный запас представляет целую лексическую систему, каждое слово находится в связи с другими словами по каким-либо признакам. Изолированных слов нет, всё они друг с другом взаимосвязаны. Предметное слово связано по внешним признакам с другими словами: по цвету, форме, функциональному отношению. Ещё, за каждым словом может стоять система звуковых связей, пример: кошка – мошка – окошко – картошка. Система по категорическим связям, пример: кошка – домашние животные.
Любое слово связано с другими словами множеством смысловых связей, слова организовываются в определённую систему по определённым связям. Формировать словарь необходимо упорядоченно и организованно. Необходимо формировать у ребёнка системную лексику. Благодаря системной лексике у ребёнка развивается самостоятельный словарный запас.
Этапы формирования системной лексики
1. Набор отдельных слов
2. Формирование ситуативных полей
3. Объединение лексем по тематическим группам
4. Возникновение у дошкольников синонимии и антонимии. На отдельном взятом примере, хочется показать, как проводилась работа по развитию семантического поля, для примера возьмём работу по развитию семантического поля слова яблоко.
Учитель–логопед обращает внимание на яблоко и показывает его форму (моделирование формы руками) и обращает внимание детей на графическую карточку с изображением круга, прикладывает ее к предмету («Яблоко круглое»). «Посмотри, яблоко. Какой цвет?» (обращает внимание на карточки с основными цветами: красный, синий, желтый и зеленый). «Этот? (показывает на графическую карточку с изображением синего цвета). Нет! (жест – рука в кулаке, указательным пальцем водим из стороны в сторону, сопряжено движения головы). Этот? Да! Красный. Яблоко красное» (прикладывает графическую табличку). «Помидор большой! (руки в разные стороны, показываем размер, прикладываем графическую карточку). Помидор маленький!» (ладонью прикрываем ладонь другой руки, как бы обозначая, что предмет может поместиться внутри и прикладываем графическую карточку к предмету). «Помидор вкусный! (облизываем губы – упражнение «вкусное варенье»). Его едят (можно подкреплять графической карточкой «ложка», режут на салат (графическая карточка – «нож, он сочный и спелый (графическая карточка – «губы»). Таким образом, разбирая образ предмета и подкрепляя его графическими карточками, мы составляем семантическое поле у дошкольника. Затем сформировав образы представления, начинаем формировать лексическое значение слова с помощью заданий типа: «Покажи яблоко», «Дай яблоко», «Принеси яблоко», «Дай яблоко маме». После этого задания для ребёнка усложняются, даётся уже двухступенчатая, трёхступенчатая и четырёхступенчатая инструкция. Помимо этого, параллельно осуществляется работа над формированием психологической базы речи и развитием когнитивных познавательных процессов. Одновременно с работой по системной лексике, мы формируем грамматическое значение слов, то есть: – понимание единственного и множественного числа существительных («Покажи яблоко, покажи яблоки», «Принеси яблоко – унеси яблоки»); –понимание значения уменьшительно-ласкательной формы существительных.
При работе с старшими дошкольниками с ОНР уровня необходимо учить устанавливать связи по внешним признакам предмета. Пример такой работы : – ребёнку предлагается предмет, шар; – ребёнок говорит, каким бывает шар (красным, большим, круглым, он летает, он прыгает и т. д.); –спрашивается у ребёнка, а что ещё бывает красным (помидор, автомобиль, перец) и т. д; –у ребёнка спрашивается, а что ещё прыгает (мяч, зайчик, лягушка, кузнечик) и т. д. При такой работе у обучающегося формируются ассоциативные поля, связи между предметами, благодаря такому виду работы дети обучаются объединять одни предметы, с другими предметами.
Таким образом у дошкольников развивается словарь, грамматический строй речи.
С дошкольниками с ОНР должна проводиться работа по логико-грамматической структуре языка:
- Прослушай фразу и выбери нужную картинку. Пример: Слава, велосипедист едет за машиной, вопрос, кто едет перед машиной; тетрадь лежим на книге, что лежит сверху? - Оценка понимания пассивных конструкций языка, отражаемых пространственными отношениями. Пример: прослушай фразу и выбери нужную картинку брат наказан сестрой, кто наказан? Слон напуган мышкой, кто испугался?
- Понимание активных обратных конструкций, которые содержат временные последствия. Пример: послушай фразы, выбери ту где всё правильно: лето перед весной, весна перед летом; пятница после субботы, суббота после пятницы; обед перед ужином, ужин перед обедом.
- Понимание активной конструкций, содержащих сравнительные отношения. Пример: послушай фразы и выбери картинку: карандаш длинней ручки, что короче; котёнок больше щенка, кто меньше; рыба тяжелее краба, кто легче.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими трудности в речевом развитии, необходимо акцентировать внимание на формирование глагольной лексики, а так же семантике глагольных словосочетаний. Направление в работе с детьми с ОНР со словами глаголами:
1). Необходимо расширять объём слов глаголов, необходимо ознакамливать дошкольников с глаголами разных лексико-сематнических групп: – а) глаголы движения перемещения: идти, бежать, прыгать, лазить. –б) глаголы конкретного физического действия: крутить, резать, молотить – в) глаголы звучания: –в1) глаголы характеризующие звуки предметов: звуки растений (шелестеть, шуметь, шуршать); звуки машин (гудеть, стучать, сигналить, пыхтеть, тикать); звуки муз инструментов (звенеть, барабанить, трубить, греметь, дудеть, бренчать, играть). –в2) звуки различных твёрдых предметов (визжать, хрустеть, топать) –в3) глаголы обозначающие звучание жидкости (булькать, журчать, кипеть, плескать, бурлить, замерзать) –в4) глаголы обозначающие звуки издаваемые животными (реветь, мычать, мяукать, гавкать, лаять, кукарекать, мурлыкать) –в5) звуки издаваемые насекомыми и земноводными (квакать, пищать, жужжать, зудеть) –г) глаголы поведения (капризничать, хитрить, баловаться, воображать, сердиться, шуметь, волноваться, озорничать) –д) глаголы эмоционального состояния (веселиться, грустить, бояться, удивляться, радоваться, смущаться, скучать).
2). Необходимо развивать сигнификативный компонент слов глаголов: –а) учить называть действие относящие к одной лексико-сематнической группе ( пример птицы: летают, вьют, ищут, клюют) –б) учить дифферинцировать однородные глаголы, их группы по смысловому значению (идти, бежать, ползать, летать) Схема: идет человек, идёт время, идёт дождь, идёт поезд (А что делает лиса, змея, бабочка, рыбка) –в) Работать над многозначностью слов глаголов. ( Пример: глагол поднять) –г)Развивать структурный аспект слов глаголов, подбирать слова антонимы по разным лексическим группам, подбирать слова синонимы, учить вычленять синонимы и антонимы из предложений, текстов, учить пересказывать один и тот же рассказ, но разными словами, с сохранением первоначального смысла текста.
Работа по развитию связной речи.
Проводя коррекционную работу с детьми с общим недоразвитием речи необходимо развивать у обучающихся связную речь. Необходимость в развитии связной речи ещё заключается в том, что ФГОСДО ставит целевой ориентир – хорошее владение устной речи на этапе окончания дошкольного образования, а связная речь напрямую связанна с этим параметром. Поэтому развитие связной речи обучающихся идёт в соответствии с программой и в соответствии с целевыми ориентирами ФГОСДО. В начале работы по развитию связной речи обучающихся уделялось внимание развитию у дошкольников с ОНР уровня умения слушать и понимать обращенную к ним речь, а также закреплению в речи детей лексико–грамматических конструкции, включающие существительные в форме множественного числа, существительные с уменьшительноласкательным значением, глаголы единственного и множественного числа прошедшего времени, часто употребляемые в детской речи. Рассказывая детям сказки или читая рассказы на занятиях, дети учились внимательно слушать обращенную к ним речь, после чтения задавались вопросы по содержанию прослушанного текста, детям предлагалось выбрать картинки, которые соответствовали пройденному материалу. При этом отрабатывались те названия предметов, действий, признаков, которые были заранее запланированы. Особое внимание уделялось закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводилось упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из личного опыта. В данную коррекционно–воспитательную работу с детьми с ОНР включались следующие задания:
составление высказываний по наглядному восприятию,
воспроизведение прослушанного текста, рассказывание с элементами творчества. Обучение рассказыванию с опорой на готовый сюжет начиналось с работы по сюжетным картинкам, изображающим только одно действие, причем сначала предъявлялись картинки, где главным действующим лицом является человек, ребенок или взрослый (девочка играет в куклы; мальчик катает машинку; папа читает газету; мама готовит; бабушка вяжет свитер и т. д.). Через несколько занятий, когда дошкольники правильно грамматически оформляли предложения, им предъявляли картинки, на которых животные осуществляют разный действия (кот пьёт молоко; корова ест траву.) После подбирались картинки с неодушевленными предметами (чайник вскипятил воду.) На картинках были изображены действия из знакомых детям бытовых ситуаций, поэтому дети в большинстве случаев в течение 2-3 занятий начинали справляться с предложенным заданием: точно называли изображенное на картинке действие.
Следующим этапом было составление предложений по нескольким действиям на картинках (девочка моет посуду, мальчик вытирает посуду; два мальчика играют в мячик, девочка рядом рисует мелками). На этом этапе дошкольники обучались как верно начинать и заканчивать описательный рассказ. Для закрепления обучаемым навыкам обучающимся предлагалось решать определенные творческие задачи.
Например, рассказать отработанную на предыдущем занятии серию без предъявления 2 картинок, включить себя в разряд действующих лиц или вообще рассказать от первого лица, сделав себя главным участником изображенных событий, затем предлагали группе детей (по количеству участников) инсценировать данную серию. Попробовать придумать диалоги, можно ввести дополнительных участников и дополнительные действия.
Занятие по составлению описательных рассказов являются частью комплексной работы по формированию связной речи у детей с ОНР.
При проведении обучения дошкольников с ОНР пересказу придерживаются определённого плана, для того, чтобы создать обучающимся наиболее комфортную систему обучения этого навыка.
1. Организационная часть (цель её заключается в объявлении темы; в концентрации внимания детей; к созданию настроя на работу);
2. Чтение самого текста (без установки на пересказ);
3. Обговаривание прочитанного материала в вопросно-ответной форме (вопросы необходимо задавать таким образом, чтобы обучающиеся могли ещё раз уточнить основные моменты сюжета прочитанного им текста);
4. Повторное чтение текста (с установкой на пересказ);
5. Пересказ текста детьми, этот пересказ необходимо проводить с опорой на наглядный материал;
6. Упражнения на закрепление языкового материала;
7. Анализ детских рассказов.
Работа по коррекции произносительной стороны речи. Неотемлемой частью работы логопеда с детьми с ОНР уровня является работа по коррекции произносительной стороны речи. Работа по формированию звуковой стороны речи включает комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического слуха.
Особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях. На фронтальных занятиях по развитию звукопроизношения осуществлялась: – закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях; постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков; усвоение слоговых структур и слов доступного звукослогового состава; – формирование фонематического восприятия на основе четкого различения на слух оппозиционных звуков; – воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Проводилась работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определяются индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей. В течение всего периода обучения дети учились сознательно анализировать слова, называть звуки, слова вразбивку, самостоятельно объединять звуки в слова. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочеталось с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звукослогового состава.
На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звукослогового состава материал коррекционных упражнений подбирался с учетом одновременного развития лексических и грамматических элементов речи.
Таким образом, представленная модель содержания логопедической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ОНР уровня в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО является теоретически обоснованной и апробированной на практике.