Венера Сокурова
Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Я и моя семья».
Цель: формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представление о составе семьи; расширять и закреплять представления о родственных отношениях;
2. Совершенствовать умение составлять рассказ о себе и своей семье, называя свою фамилию; имена и отчества родителей.
3. Познакомить детей с понятиями «родословная», «генеалогическое древо».
4. Понимать смысл русских пословиц о семье.
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия по образовательной области „Речевое развитие“ в подготовительной группе „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
1. Развивать у детей интерес к истории своей семьи; развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление; память, внимание;
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, уважать и чтить семейные традиции.
Материалы:
Демонстрационный: презентация по теме;
Раздаточный: картинки- солнышко и тучка.
Словарная работа: родословная, генеалогическое древо.
Предварительная работа: знакомство и разучивание пословиц о семье; занятия с детьми и беседы вне занятий о составе семьи и родственных отношениях, о предках; о профессии родителей, об обычаях и традициях семьи, народов России (народно-прикладное искусство, игры, забавы, праздники); о семейных реликвиях (награды, памятные вещи и т. д.); рисунки и аппликация по теме: «Моя семья», «Образ моей семьи».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение и я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня!
Покажите свои ладошки.
Потрите их друг о дружку.
Прижмите свои ладони к сердцу.
Что вы чувствуете? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении пройдем за столы.
Воспитатель: Ребята, а давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу, а название передачи вы узнаете, если разгадаете кроссворд. (слайд 1)
Загадки кроссворда.
По горизонтали:
1. Будущий защитник,
Мамочке опора,
Папе помощник,
Кто он им всё же? (сын)
2. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, любимый (дедушка)
3. Кто вас, детки, сильно любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз
Все заботиться о вас? (мама)
4. Улыбаюсь я как мама,
Так же хмурюсь я упрямо,
У меня такой же нос
И такой же цвет волос (дочь)
Воспитатель: Дети, вы догадались о чем будет идти речь на занятии? Правильно, сегодня мы будем говорить о семье. Передача называется «Я и моя семья» (слайд 2) Вы согласны быть участниками этой передачи?
Воспитатель: А кем же буду я?
Дети: Телеведущей.
Воспитатель: А все кто в зале?
Дети: Телезрителями.
Воспитатель: Участники передачи, приготовились? Начнем.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии гости программы и участники ребята подготовительной группы детского сада «Солнышко» города Терек. Они пришли на нашу передачу, чтобы рассказать о себе, своей семье, о своих дорогих и близких людях. А от телезрителей всем участникам нужна дружеская поддержка.
Воспитатель: Давайте, ребята, поговорим о семье, о родных людях. Что же такое семья?
Дети: Это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.
Семья это- группа родственников живущих вместе (слайд 3)
Воспитатель: А ещё, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья». Родственники - это братья, сёстры, мамы, папы, бабушки и дедушки.
Воспитатель: Интересно, как же возникла первая семья?
Рассказ воспитателя: (слайд 4)
Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоем было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так и сейчас распределяются обязанности в семье.
(слайд 5)
Открывает нашу передачу страничка «Представление». Я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.
Дети: Разрешите представиться. Меня зовут Алимбек. Мне 6 лет (рассказывает о себе: имя, черты характера).
Воспитатель: Благодарю участников передачи.
Воспитатель: Ребята, кто для вас самый родной человек на свете?
Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет.
Воспитатель: У каждого из вас есть своя мама. Я предлагаю сказать красивые слова о маме.
Вторая страничка — «Красивые слова»
-Можно заботиться делом, а также добрым словом, например, говорить нежные слова. А какие слова говорите вы своей маме?
Игровое упражнение «Как я говорю о маме?»
Дети, стоя у стульчиков, передают из рук в руки сердечко, выполненное из красивой ткани, при этом каждый ребенок говорит то, что он хотел бы сказать своей мамочке:
(«Мамочка, ты самая красивая!»; Мамочка, я тебя очень-очень люблю»;
«Ты самая лучшая мама на свете!», «Обещаю, что больше не буду тебя огорчать!» …
Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная.
Воспитатель: А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о семье.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Чья это семья? (на экране появляется слайд с изображением семьи Ансоковых) (слайд 6)
Дисана: Это моя семья…
Воспитатель: А это чья семья? (на экране появляется слайд с изображением семьи Максидовых) (слайд 7)
Амина: Это моя семья…
Воспитатель: А это чья семья? (на экране появляется слайд с изображением семьи Мамиевых) (слайд 8)
Дана: Это моя семья…
Воспитатель: А это чья семья? (на экране появляется слайд с изображением семьи Абидовых) (слайд 9)
Лана: Это моя семья…
Воспитатель: Да, ребята, каждому нужна его семья: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. (слайд 10)
-Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? (мама с детенышами.) (слайд 10)
-Что чувствуют животные рядом со своими маленькими детенышами? (предположения детей.)
-Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
Семья это- группа животных, птиц или растений одного вида (слайд 11)
Давайте с вами поиграем в игру «Детёныш и его семья».
Третья страничка передачи «В мире животных».
– Давайте поможем малышам найти свою семью (слайд 12)
Телёнок жеребёнок щенок
Собака бык корова
Лошадь конь Пёс
– Посмотрите внимательно и решите, кто попал не в свою семью? (слайд 13)
Кот кошка утёнок котёнок
Гусь гусыня гусеница гусёнок
Воспитатель: А сейчас покажите свои пальчики. Они вам никого не напоминают? Конечно же, пальцы – это дружная семья! Друг без друга им нельзя!
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?» (слайд 14)
/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/
Кто приехал? /большими пальцами/
Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/
Мама, мама, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /указательными пальцами/
Папа, папа, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /средними пальцами/
Братец, братец, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /безымянными пальцами/
Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /мизинцами
Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/
Да, да, да. /всеми пальцами/
(слайд 15)
Воспитатель: Четвёртая страничка — «Наоборот». Давайте поиграем в игру «Наоборот». Мальчики говорят слова о дедушке, девочки — о бабушке с противоположным смыслом. Дети выходят и встают в две шеренги друг против друга: мальчики напротив девочек. Мальчики бросают мяч девочкам и называют слово.
дедушка сильный — бабушка слабая
дедушка грустный — бабушка веселая
дедушка быстрый — бабушка медленная
дедушка вспыльчивый — бабушка спокойная
дедушка хмурый — бабушка улыбчивая
дедушка внимательный — бабушка рассеянная
дедушка молчаливый — бабушка разговорчивая, говорливая.
Физминутка (слайд 16)
(Слайд 17)
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте и мы их сейчас вспомним.
Игра: «Назови пословицы о семье»
А теперь пословицы для наших телезрителей:
1. При солнышке тепло, при матушке добро.
2. На что клад, коли в семье лад.
3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
4. В гостях хорошо, а дома лучше.
5. Семья – это 7 я.
6. Дома и стены помогают.
7. Дружная семья гору сдвинет.
8. В родной семье и каша гуще.
9. В семье дружат – живут, не тужат.
10. Дерево держится корнями, а человек семьей.
11. Когда нет семьи, так и дома нет.
12. Не будет добра, коли в семье вражда.
13. В хорошей семье хорошие дети растут.
14. Дороже семьи ничего нет.
15. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
16. В своей семье - всяк сам большой.
17. Согласие да лад - в семье клад.
18. Согласную семью горе не берет.
19. Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоват.
20. Семья в куче – не страшна туча.
21. Семья без детей, что цветок без запаха.
22. Семейный горшок всегда кипит.
23. Семья человеку первую путевку в жизнь даёт.
– Я предлагаю вам сейчас собрать русскую народную пословицу. Внимание на экран: «Вся семья вместе – душа на месте» (слайд 18)
– Как вы понимаете её смысл?
– Вся семья вместе, все заняты своим делом, добры к друг другу, заботятся друг о друге, помогают друг другу, внимательны к друг другу, делятся своими радостями, утешают, жалеют. От этого и на душе хорошо, тепло.
(слайд 19)
Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким?
(Ответы детей).
- Верно! Ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (огорчение) на солнышко или на тучку? (ответы детей) Мы поиграем в игру.
Д/и «Радость и огорчение» Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок порадует маму– поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если огорчит – поднимите тучку и сделайте грустное лицо.
-Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- А как надо играть? (дружно) А если вам, что- то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому)
- Убрали игрушки на место;
- Разбили чашку;
- Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться)
- Съели манную кашу;
- На прогулке замарали куртку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой;
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Нагрубили бабушке;
- Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;
- Помогли маме вымыть посуду.
Воспитатель: Давайте сложим тучки и солнышко в корзинку добрых дел.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?
Воспитатель: - Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)
Воспитатель: - Тогда нам поможет корзина добрых дел.
Игра «Добрые дела» (Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу, тот ребенок, у которого корзина остается в руках называет доброе дело.)
Воспитатель: - Давайте встанем, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.
Дети: Я буду мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Я буду полоть грядки.
Я буду мыть посуду.
Я буду заправлять свою постель.
Я буду убирать со стола.
Воспитатель: Какая корзинка тяжелая! Вот это да. Ребята, вы столько выполняете поручений по дому, молодцы! Мне стоит у вас поучиться.
Игра «Собери цепочку» (слайд 20-21)
А знаете ли вы, что наши папы и даже дедушки когда-то были совсем малышами? Предлагаю вам игру «Собери цепочку», из которой мы и увидим, как растет человек.
Разложить фотографии согласно возрасту и полу:
- младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка.
- младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.
Гимнастика для глаз (слайд 22)
(слайд 23)
Воспитатель: А сейчас игра. Кто лишний?
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
* Мама, соседка, бабушка, сестра.
* Бабушка, подруга, сестра, мама.
* Сестра, продавец, бабушка, брат.
* Дворник, брат, папа, дедушка.
* Дедушка, папа, водитель, отец.
Воспитатель: Да, ребята, хорошо, когда семья большая, но как трудно иногда бывает запомнить всех членов семьи. Кто кому кем приходится и, кто как называется. Но я думаю, что вы очень умные ребятки и не запутайтесь.
Игра с мячом «Родственники».
-Кто девочка для мамы? (Девочка для мамы дочка)
-Кто мальчик для мамы? (Мальчик для мамы сын)
-Кто мальчик для девочки? (Мальчик для девочки брат)
-Кто мама для папы? (Мама для папы жена)
-Кто девочка для дедушки? (Девочка для дедушки внучка)
-Кто мальчик для бабушки? (Мальчик для бабушки внук)
-Кто мама для бабушки? (Мама для бабушки дочь)
-Кто папа для мамы? (Папа для мамы муж)
-Кто папа для бабушки? (Папа для бабушки сын)
Воспитатель: А вы наверно ребята не знаете, что есть праздник, который так и называется – День семьи, любви и верности. Празднуют в России летом - 8 июля. У праздника очень нежный символ цветок ромашки. (слайд 24-27)
Знаете, почему символ праздника - ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви. Отмечая этот праздник, мы говорим о любви и верности в крепкой семье, и ромашка с множеством лепестков как раз и напоминает нам такую семью.
Воспитатель: Ребята, скажите, кто знает что это?
Варианты ответов: это сундук, в нем могли хранить разные ценные вещи… могли хранить вещи, которые передавались из поколения в поколение…
Воспитатель: Я раскрою вам секрет – этот сундук – хранитель традиций.
Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.
Здесь собраны старые традиции, многие из которых и сегодня существуют в современных семьях. Давайте посмотрим, что в нем лежит и попробуем понять, о каких традициях нам могут рассказать эти вещи. Возможно, здесь есть подсказки из ваших семейных традиций.
Варианты ответов:
• фотоальбом – это давняя семейная традиция – хранить фотографии родственников… фотографии каких то памятных моментов… праздников
• книжка – традиция читать книги младшим детям… читать перед сном… может быть традиция сочинять и записывать сказки…
• колпак праздничный «с днем рождения» - традиция праздновать дни рождения, новый год с семьей… поздравлять друг друга…
• фото «отдых на природе» - традиция в определенные дни совершать семейные прогулки в лес…
• вышитое полотенце – традиция хранить вещи, сделанные руками предков, передавать их из поколения в поколение…
Воспитатель: Скажите, а в нашей группе есть какие- то традиции?
Варианты ответов: поздравлять друг друга с днем рождения… готовить и праздновать Праздник осени, Новый год, 8 марта … ходить к памятнику на 9 мая, ходить на экскурсию в парк в разные времена года… участвовать в разных конкурсах, викторинах, делать подарки родителям своими руками…
Воспитатель: -В каждой семье есть свои обычаи, традиции. А какие традиции существуют в ваших семьях?
Ответы детей (например, путешествовать, рыбачить, ходить в лес за грибами, читать по вечерам, ходить в гости и встречать гостей, готовить по выходным вкусные блюда и т. д.) (слайд 28)
Воспитатель:
-Замечательные традиции! У наших девочек с мамами тоже есть семейная традиция готовить по выходным вкусные блюда. Давайте, посмотрим, что из этого получилось.
Выходят трое девочек: салат «Оливье», салат «Здоровье», торт «Аринка».
ЭЛЕОНОРА (салат «Оливье»)
-С милой мамочкой моей
Гостей встречаем.
И салатом «Оливье»
Всех мы угощаем.
АМИНА (торт «Аринка»)
Торт - наслажденье, торт - восхищенье,
Торт – это милых друзей угощенье.
С нежностью сделан, с заботой и лаской
Тортик домашний, любимый и сладкий.
ДАНА (салат «Здоровье»)
-В каждом польза есть и вкус,
Фрукты резать не боюсь.
Это вам от нас с любовью.
Фрукты нам дают здоровье!
Воспитатель:
-Спасибо, милые хозяюшки. Мы непременно все покушаем попозже.
Воспитатель: Ребята, вот почти уже четыре года как вы каждый день приходите в детский сад. И находитесь здесь весь день. Мы друг друга любим, уважаем, заботимся друг о друге. Этим мы похожи на дружную семью (слайд 29)
Семья это- единство, объединение людей, сплочённых общими интересами (слайд 30)
Посмотрите, какое красивое дерево «выросло» у нас! (Двое детей выносят стенд с изображением дерева с фотографиями детей и сотрудников. Примечание: фотографии детей — в «желудях», сотрудников — на стволе и корнях дуба). Это дерево — наша группа; веточки, на которых выросли желуди — это вы. А помогали вам вырасти здоровыми, крепкими, сильными, умными и дружными наш большой коллектив — сотрудники детского сада.
Это дерево называется генеалогическое древо. (слайд 31)
С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. (слайд 27)
Воспитатель: (слайд 33)
-Дети, скоро вы покинете стены нашего детского сада. Я уверена, что когда вы вырастете, станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите свое имя и свою фамилию, свой род. Берегите себя и своих близких.
Рефлексия
Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи! Вы - самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
Воспитатель: А сейчас Иллария хочет прочитать стихотворение про семью.
Семья
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хотим, чтоб про нас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья!»
Воспитатель:
Ребята! Любите и цените счастье! (слайд 34)
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже?
На этой сказочной земле.
На этом наша телепередача закончилась.
До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи «Я и моя семья». Всего вам доброго.