Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
2 младшей группы
по образовательной области
«Речевое развитие»
на 2018-2019 учебный год
(на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство»,
авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., 2014 год).
Составила:
Абдулова Д. С.
воспитатель
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Речевое развитие“ для второй младшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Речевое развитие» Комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.
Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ "Детский сад "Сказка" п. Правохеттинский.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Реализация данного раздела направлена на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, диалогической и монологический форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Обучение осуществляется в форме организованной непрерывной образовательной деятельности; игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.
Цель программы : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи образовательной деятельности
- Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
- Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
-Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
- Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильнопользоваться речевым дыханием.
- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Краткая характеристика программы : программа предусматривает обучение детей от 3 до 4 лет по следующим разделам:
Речевое развитие
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Тематический план
№ Тема (раздел) Количество часов
1. Речевое развитие 36
итого 36
3. Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие» 2-младшая группа
Достижения ребенка (Что нас радует)
-С удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения;
- проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу;
- по вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений;
- называет предметы и объекты ближайшего окружения;
- речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием;
-узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него;
- совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.
4. Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»
Владение речью как средством общения и культуры
Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут, учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова;
Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте, просьба (дайте пожалуйста, благодарность (спасибо, знакомство (как тебя зовут, меня зовут, давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте - здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т. п.)
Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка- котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.
Освоение способа словообразования на основе имитации звуков: кошка «мяу-мяу»- мяукает.
Обогащение активного словаря
Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др. ; предметы рвутся,бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние и некоторые дикие животные и их детеныши.
Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Развитие умений : правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки (м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать – а-а-а, песенка ветра у-у-у, колокольчика – з-з-з, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с).
Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой
Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.
5. Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие»
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга
усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
(Приложения 1).
6. Средства обучения
6.1. Оборудование
6.2. Учебно-наглядные пособия
6.3. УМК
7. Перспективное планирование по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
7.1 Перспективное планирование «Рисование», «Аппликация», «Лепка»
8. Приложение 1.