Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание раздела «Речевое развитие»
1 Пояснительная записка
2 Тематический план
3 Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»
4 Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие» 3
5 Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие»
6. Средства обучения
6.1 Оборудование
6.2 Учебно-наглядные пособия
6.3 УМК
7 Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие»
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Речевое развитие“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
7.1 Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие»
7.2 Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» («Обучение грамоте»)
8 Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Речевое развитие» Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.
Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ "Детский сад "Сказка" п. Правохеттинский.
Реализация данного раздела направлена на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи- диалогической и монологический форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Обучение осуществляется в форме организованной непрерывной образовательной деятельности; игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.
Цель программы
• формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи образовательной деятельности
• поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
• развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
• поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
• развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
• воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
• развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
• развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
• обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
Краткая характеристика программы: программа предусматривает обучение детей от 6 до 8 лет по следующим разделам:
Речевое развитие
Обучение грамоте
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Тематический план
1 «Речевое развитие "36 часов
2 «Подготовка к обучению грамоте» 36 часов
итого 72 часа
3. Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»
Подготовительная группа
Достижения ребенка («Что нас радует»)
Ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность.
задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни; участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству.
в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.
успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр
речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
владеет звуковым анализом слов, проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям.
4. Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»
Владение речью как средством общения и культуры.
Освоение умений:
коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий (организовать работу группы, распределить обязанности, согласовать действия, регулировать активность друг друга, дать отчет о выполненном поручении);
использовать вариативные этикетные формулы эмоционального взаимодействия с людьми: в ситуациях приветствия («Как я рад тебя видеть». «Как я по вам соскучился», «Как хорошо, что мы встретились», в ситуациях прощания (С нетерпением жду нашей следующей встречи», «Как жаль расставаться с тобой», «До новых и радостных встреч», «Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего, удачи тебе!»;
использовать правила этикета в новых ситуациях: кто здоровается первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что означает рукопожатие, кто первым подает руку; почему следует вставать при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах и здороваться и прощаться через порог или другое препятствие;
представить своего друга родителям, товарищам по игре: кого представляют первым: девочку или мальчика, мужчину или женщину;
познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; умение делать комплименты другим и принимать их;
следовать правилам этикета в тяжелых жизненных обстоятельствах (болезнь, неприятности в семье);
использовать формулы речевого этикета в процессе спора.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Освоение умений:
пересказа литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их при пересказе, в собственной речи, замечать в рассказах сверстников;
в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности;
составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования; составлять рассказы контаминации, сочетая описание и повествование, описание и рассуждение;
различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
соблюдать в повествовании основные характерные особенности жанра сказки, рассказа, загадки, стихотворения;
самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.
образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина);
самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.
Развитие речевого творчества. Освоение умений: самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки; придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам, с использованием приемов ТРИЗа;
в творческих рассказах использовать личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности;
внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно и конструктивно исправлять их; Обогащение активного словаря:
Освоение умений: подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д. ; находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха: Автоматизация сложных для произношения звуков в речи; коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий, составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове;
Освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Представления о некоторых особенностях литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, загадка; проявление интереса к текстам познавательного содержания.
5. Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие»
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга усвоения основной образовательной программы дошкольного образования. (Приложения 1, 2).
6. Средства обучения
6.1Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сканер, принтер
6.2 Перечень оборудования
6.3 Учебно-наглядные пособия
Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1: альбом. - СПб. : Детство – пресс, 2009.
Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2: альбом. - СПб. : Детство – пресс, 2009
Нищева Н. В. Наш детский сад 1. Альбом. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Четыре времени года: наглядно- дидактическое пособие. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Все работы хороши. Альбом. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Кем быть?.Альбом. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
О. С. Ушакова «Демонстрационный материал к «Программе развития речи дошкольников», «Развитие речи в картинках: Животные», ООО «ИД Сфера образования»,2014г
О. С. Ушакова «Демонстрационный материал к «Программе развития речи дошкольников», «Развитие речи в картинках: Живая природа» ООО «ИД Сфера образования»,2014г
О. С. Ушакова «Демонстрационный материал к «Программе развития речи дошкольников», «Развитие речи в картинках: Занятия детей», ООО «ИД Сфера образования»,2014г
6.4. Раздаточный материал, счетный материал, дидактические игры
6.5 УМК
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. 2-е изд. перераб. и дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. - М. : ТЦ Сфера, 2017.
Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет. 2-е изд. перераб. и дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. - М. : ТЦ Сфера, 2017.
«Играем, Пишем, Читаем» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет /Авторы – составители Е. О. Астафьева. Издательство «Детство – Пресс», ,2016г.
Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: методическое пособие – конспект/ Худ. О. Р. Гофман. СПб. : Детство – Пресс, 2015г
Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М. : ТЦ Сфера, 2016
Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2015
Большая хрестоматия для детей подготовительной группы детского сада 6-7 лет,С. Маршак, В. Сутеев, К. Чуковский ид р. ООО «Из-во АСТ,2016г.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016г.
Хрестоматия для детского сада, 6-7 лет. сост. А. Н. Печенская-М. :ООО «Русское слово-учебник»,2017г.
7. Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие»
7.1. Перспективное планирование «Развитие речи» подготовительная группа
7.2. Перспективный план по подготовке к обучению грамоте
Приложение 1.
Мониторинг.
«Лист педагогической диагностики оценки индивидуального развития детей подготовительной группы (6-7 лет)