Полянская Наталья Владимировна
Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
“Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь”.
Мы любим все красивое, ведь "Красота – спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Публикация «Опыт работы „Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.
Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта : причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
С другой стороны, как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает воспитателя строить процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным способом, а путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.
Как известно, дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.
За основу в своей работе я взяла программу А. И. Ивановой “Живая экология” и технологию З. Ф. Аксёновой – "Войди в природу другом". Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности – "Хочу все знать", с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих природных объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский).
Основные принципы:
1. Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;
2. Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;
3. Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;
4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.
Основные методы:
– элементарные опыты;
– экологические проекты;
– проблемные и поисковые ситуации;
– моделирование объектов природы.
Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей; в-четвертых, формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1. безопасность для жизни и здоровья детей;
2. достаточность;
3. доступность расположения.
Таким образом, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.