Лейла Пономарева
Опыт работы по формированию экологического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит, прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи, поют перепела.
Пусть станет сердцу твоему понятна птичья речь
И ты научишься тому, как это все беречь.
Эти строки написал Владимир Алексеевич Чижов.
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся, на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Мы с самого раннего возраста учим детей любить свою Родину. Возникает необходимость воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры и бережного отношения к природе, к своему здоровью. Мы взрослые своим личным примером должны демонстрировать правильное поведение и отношение к природе, только тогда можно надеяться, что дети будут экологически грамотными.
Публикация «Опыт работы по формированию экологического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний.
Цель проекта - формирование экологического воспитания старших дошкольников
Приступая, к проекту по экологическому воспитанию, я поставила следующие задачи: (прошу обратить внимание на слайд)
- формировать системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы.
Разработанный,мною проект «Мой друг - Природа», строится на следующих принципах:
Научность
Доступность
Прогностичность
Деятельность
Интеграция
Целостность
Системность
Преемственность
Реализация моего проекта осуществляется в три этапа:(обратите внимание на слайд)
Организационный этап (на этом этапе я)
- Изучила уровень экологической грамотности детей.
- Разработала перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Разработала картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме.
- Провела анкетирование родителей.
- Разработала перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
- Познакомила детей с героями «Эколята – дошколята».
Практический этап
На этом этапе с детьми провела
- Беседы по теме проекта
- Дидактические игры
- Чтение рекомендованной художественной литературы по теме проекта.
- Тематические занятия с детьми
С родителями
- Разработала практический материала: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.
- Создала центр по экологическому воспитанию детей
- Провела родительские собрания по теме проекта.
- Субботники
На заключительном этапе мы посмотрим.
Презентацию своего проекта.
Считаю, что для первоначального ознакомления детей с природой необходимо создание предметно-развивающей среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Для этого в группе организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы; муляжи овощей и фруктов;подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе, о временах года, о домашних и диких животных. В группе имеется мини лаборатория для экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой, песком и другими материалами. Также устроен уголок дидактических игр и экологическая библиотека. Дети не остаются равнодушными, слушая лирические стихи о природе и экологические сказки о животных и насекомых. Проводить занятия и игровую деятельность мне помогают плоскостные изображениясказочных героев «Молодых Эколят – юных защитников природы».
В нашем детском саду есть зимний сад, где растут цветы, живут попугаи и аквариумные рыбки. Ребятам очень нравиться наблюдать за ростом цветов, реакцией на изменение их жизни. Для ухода за цветами и нашими питомцами, в саду имеется необходимый инвентарь.
Изучив, литературу по экологическому воспитанию детей, я разработала конспекты организованной образовательной деятельности. Знания, умения инавыки, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений, самостоятельно понять процессы и явления,происходящие в природе, провести собственные исследования и обобщить материал.
Для развития мыслительной деятельности, формирования познавательного интереса к природе, в своем проекте я используюпоисково – исследовательскую деятельность. В каждом опыте мы раскрываем причину наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Ребята с удовольствием превращаются в «ученых» и ищут ответы на трудные вопросы: Как поймать воздух? Зачем растение пьет? Почему не падает дерево?
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Мной изготовлены дидактические игры, помогающие мне в ознакомлении детей с явлениями природы: «Найди меня»,лэпбуки «Экология», «Времена года» настольно-печатные игры:«Развивающее лото», «Кто лишний», «Кто, где живет», предметные игры:«С какого дерева листик», «Съедобные и ядовитые грибы», и другие. В процессе игры дети уточняют и закрепляют, имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных.
Особой формой организации работы по экологическому просвещению дошкольников стала экскурсия. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Мы ходили на экскурсию в цветочный магазин, где дети рассмотрели витрины, выделили комнатные цветы, цветы для букетов, познакомились с профессией флориста, узнали, чем он занимается. Во время экскурсии дети закрепили названия цветов и правила ухода за ними. Увлекательным для ребят стал поход в парк. Я провела беседу о соблюдении правил поведения в природе. Дети читали стихи о весенних месяцах, называли признаки весны, отгадывали загадки о птицах. Поиграли в игру: «Найди дерево по описанию». В заключение нашего похода мы поговорили о роли и значении скворечника, родители помогли закрепить, сделанный своими руками домик для скворцов.
Еще одной формой работы в проекте, являются прогулки, на которых я использую методы наблюдения и беседы. На прогулке я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья). Кроме этого, использую разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Угадай животное", "Когда это бывает?". Систематически проводим наблюдения за погодой: дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Беседы я провожу, используя наглядный иллюстрированный материал (красочные альбомы, слайды, видеофильмы).
Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Взрослые должны научить ребенка видеть красоту и гармонию природных явлений. Я считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мной используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации, анкетирование, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, акции, круглый стол). Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Привлекаю родителей к участию в конкурсах, выставках, субботниках. Они не остаются равнодушными: рисуют рисунки, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Работая с детьми в форме проекта по «Экологическому воспитанию» детей дошкольного возраста я ожидаю положительные результаты. Мой проект рассчитан на десять месяцев. Дети получат достаточно знаний и представлений о природе. Установят взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. У многих детей сформируется осознанное отношение к природе и её обитателям. Они научаться эмоционально, выражать своё отношение к ней, развивая чувство эмпатии. Многие детизахотят использовать полученные знания для сохранения природы родного края.